Большая советская энциклопедия

Богучарский В.

Богучарский В., Базилевский Б. (псевдонимы Яковлева Василия Яковлевича) [19.2(3.3).1861, г. Богучар Воронежской губернии, - 8(21).5.1915, Петроград], историк революционного движения в России. Окончил в Петербурге Константиновское военное училище (1880), служил в казачьих войсках. За связь с народовольческими военными кружками сослан в Сибирь (1884), а за участие в протесте ссыльных отправлен на поселение в Якутию (до 1890). От сочувствия народовольцам и народоправцам перешёл к легальному марксизму, а затем стал активным деятелем либерального лагеря. Собрал и опубликовал ценные источники по истории революционного движения 1860-80-х гг. - "Государственные преступления в России в XIX веке" (т. 1 - правительственные сообщения за 1825-76; т. 2 и 3 - процессы народников 1877, Штутгарт, Париж, 1903-05) и 3 тома "приложений" - материалов нелегальной печати ("Материалы для истории революционного движения в России в 60-х гг.", "Революционная журналистика семидесятых годов", "Литература партии Народной воли", Париж, 1905). Всё это переиздано в России в Санкт-Петербурге и в Ростове-на-Дону в 1906. В 1906-07 вместе с П. Е. Щёголевым и В. Л. Бурцевым издавал журнал "Былое", публиковавший источники по русскому революционному движению, а после его закрытия в 1908 - "Минувшие годы". По делу о "Былом" в 1909 выслан за границу, вернулся в Россию в 1913. В этот период были изданы главные работы Б.: "Активное народничество семидесятых годов" (1912) и "Из истории политической борьбы в 70-х и 80-х гг. XIX века. Партия "Народной воли", её происхождение, судьбы и гибель" (1912). Б. удалось систематически осветить развитие революционного демократического движения, описать историю создания нелегальных кружков и народнических организаций, проанализировать основные идейные течения революционной мысли. Книги Б. сохранили научную ценность до наших дней. В оценке народничества Б. допустил ряд принципиальных ошибок: сблизил идеологию революционного народничества со славянофильством, с идеалистической точки зрения подошёл к анализу причин "хождения в народ"; вместе с тем Б. осуждает аполитизм народничества и "социальный утопизм" и видит "политический реализм" в борьбе "Народной воли" за демократическую конституцию.

? В. Р. Лейкина-Свирская.

Смотрите также: