Большая советская энциклопедия

Бруни Федор Антонович

Бруни Федор (собственно Фиделио) Антонович [10.6.1799, Милан, - 30.8 (11.9). 1875, Петербург], русский художник, итальянец по происхождению. Учился в петербургской АХ (1809-18) у А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. В 1818-36 и 1838-41 работал в Италии. Профессор (1836) и ректор (1855-71) петербургской АХ. В 1820-е гг. в некоторых своих произведениях стремился наполнить гражданским пафосом и романтической эмоциональностью условные формы академического искусства ("Смерть Камиллы, сестры Горация", 1824, Русский музей, Ленинград; рисунки для альбома "Очерки событий из Российской истории...", изданы в 1839). К этому же периоду относится лучший среди немногочисленных портретов Б. - романтический портрет З. А. Волконской в костюме Танкреда (1820, Русский музей). Одновременно Б. работал над интимно-лирическими сценами на античные темы ("Пробуждение граций", 1827, Третьяковская галерея.). С 1830-х гг. Б. становится представителем наиболее консервативных тенденций романтизма в русской живописи, который в его творчестве приобретает религиозно-мистическую окраску. Грандиозное полотно Б. на библейскую тему "Медный змий" (1827-41, Русский музей) отмечено выражением зловещей фатальности происходящего. Б. - автор 35 картонов для росписей Исаакиевского собора в Ленинграде (1841-45, Русский музей). С конца 1840-х гг. - глава русского академизма; как ректор и профессор АХ занимал крайне реакционные позиции.

Лит.: Савинов А., Ф. А. Бруни, М.-Л., 1949.

Смотрите также: