Большая советская энциклопедия

Бурлеска

Бурлеска, бурлеск (франц. burlesque, итал. burlesco, от buria - шутка), 1) жанр комической, пародийной поэзии. Комический эффект в Б. определяется контрастом между темой и характером её интерпретации: либо заведомо возвышенная тема получает тривиально-бытовую трактовку и излагается подчёркнуто "низким" стилем ("Большой Моргайте" Л. Пульчи, "Енеида, на малороссийский язык переложенная" И. П. Котляревского), либо "низкая" тема воплощается посредством традиционно "высокого штиля" - так называемая ироикомическая поэма (например, античная пародия на Гомера "Батрахомиомахия", "Налой" Н. Буало). В Европе Б. была особенно распространена в 17 - начале 18 вв. (например, поэма "Переодетый Вергилий" французского поэта П. Скаррона), а в России - в конце 18 в. (ироикомическая поэма "Елисей, или Раздраженный Вакх" В. Майкова, травестия "Вергилиева Енеида, вывороченная наизнанку" Н. Осипова) в качестве реакции на условную торжественность героической поэмы классицистов. Элементы Б. можно найти в "Мистерии-буфф" В. Маяковского, в сатирической поэме А. Твардовского "Тёркин на том свете". 2) Музыкальная пьеса шутливого, порой комического или причудливого характера. Родственна каприччо и юмореске. Образцы у И. С. Баха (3-я партита для клавира), Р. Шумана ("Листки из альбома" для фортепьяно), М. Регера, Б. Бартока, Р. Штрауса (Б. для фортепьяно. с оркестром). 3) Маленькая шуточно-пародийная опера, родственная водевилю. Возникла в Италии, получила распространение также во Франции, в Ирландии и Великобритании.

Смотрите также: