Большая советская энциклопедия

Караваджо Микеланджело

Караваджо (Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, - 18.7.1610, Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в. Учился в Милане (1584-88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606, затем - в Неаполе (1607 и 1609-10), на острове Мальта и в Сицилии (1608-09). Творчество К., не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 - начала 17 вв. (маньеризму и академизму).

Ранние произведения К. (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в. (Дж. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др.). Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа К. противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели ("Маленький больной Вакх", Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета - непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве ("Юноша с корзиной фруктов", Галерея Боргезе, Рим). Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало ("Вакх", 1592-93, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи -- натюрморта ("Корзина с фруктами", около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр, Париж). Религиозная картина получает у него новую, интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет", Галерея Дориа-Памфили, Рим). К концу 1590-х гг. складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю ("Лютнист", Эрмитаж, Ленинград). Зрелые произведения К. (1599-1606) - это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-01, церковь Санта-Мария дель Пополо, "Мадонна ди Лорето", около 1603-06, церковь Сант-Агостино, - все в Риме; "Положение во гроб", 1602-04 (см. илл.), Пинакотека, Ватикан; "Смерть Марии", около 1605-06, Лувр, Париж). Подчёркнутая простонародность типажа, решительность утверждения демократических художественных идеалов в картинах К. вызвали резкую оппозицию сторонников официального искусства. Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (1606-10), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений ("Семь деяний милосердия", 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма ("Казнь Иоанна Крестителя", 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта; "Погребение св. Лучии", 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). К. обращается к теме одиночества людей в огромном мире, его привлекает образ тесно спаянного человеческого коллектива, объединённого атмосферой родственной близости и душевного тепла. Свет в поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству ("Поклонение пастухов", 1609, Национальный музей, Мессина). Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности.

Новаторское искусство К. нашло последователей в Италии и др. странах Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах (см. Караваджизм).
Лит.: 3намеровская Т., Микельанджело да Караваджо, М., 1955; [Всеволожская С.], Микельанджело да Караваджо, М., 1960; Виппер Б. Р., Проблема реализма в итальянской живописи XVII-XVIII веков, М., 1966, с. 34-54; Venturi L., Il Caravaggio, Novara, 1951; Joffroy B., Le dossier Caravage, [P., 1959]; Jullian R., Le Caravage, Lyon - P., 1961; L'opera completa del Caravaggio, Mil., 1967: Longhi R., Caravaggio, Dresden, [19681; Friedlaender W., Caravaggio studies, 2 ed., N. Y., [1969].
М. И. Свидерская.

Смотрите также: