Большая советская энциклопедия

Казахская железная дорога

Казахская железная дорога, образована в 1958 на базе Туркестано-Сибирской и Карагандинской ж. д. и отдельных участков бывшей Ташкентской, Оренбургской и Южно-Уральской ж. д. Управление - в г. Алма-Ате. Пролегает по территории Казахской ССР и частично по территории РСФСР и Киргизской ССР. Граничит со Среднеазиатской железной дорогой (станция Ченгельды), с Западно-Сибирской железной дорогой (станции Локоть, Кулунда и Кзылту), с Приволжской ж. д. (станции Озинки, Аксарайская), с Южно-Уральской ж. д. (станции Золотая Сопка, Петропавловск, Тобол, Никель-Тау и Илецк). По протяжённости занимает 1-е место среди др. ж. д.: в 1971 эксплуатационная длина К. ж. д. составляла 13 250 км, или примерно 9% общей сети железных дорог СССР, развёрнутая длина главных путей - 15084 км.

Первой (1905-06) была сдана в эксплуатацию ж.-д. магистраль Илецк (от Оренбурга) - Ченгельды (до Ташкента), установившая связь Европейской части России со Средней Азией и южными и западными районами Казахстана. В 1915 построены линии Золотая Сопка (от Троицка) - Кустанай, в 1916 - линия Арысь - Бурное, в 1917- Локоть (от Алейской) - Семипалатинск. Свыше 80% ж.-д. линий дороги построено за годы Советской власти. В 1922-24 вошли в строй ж.-д. линии Бурное - Джамбул и Джамбул - Фрунзе. В 1931 построены важнейшие для СССР магистрали: Туркестано-Сибирская (Турксиб), соединившая районы Сибири и Дальнего Востока с районами Средней Азии и Казахстана, и Курорт Боровое - Целиноград (б. Акмолинск) - Караганда, для освоения Карагандинского угольного бассейна. В 1939-40 к месторождениям медных и полиметаллических руд (Балхаш, Лениногорск, Джезказган) проведены линии Караганда - Балхаш, Локоть - Лениногорск, Жарык - Джезказган.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 вошли в строй: линия Кандагач - Гурьев, создавшая выход из районов Южного Урала к Каспийскому морю и нефтяным месторождениям Казахстана; линии Кант - Быстровка, Коксу - Текели, крупнейшая магистраль Целиноград (Акмолинск) - Карталы, соединившая карагандинский угольный бассейн с промышленными районами Урала; линия Никельтау (от Орска) - Кандагач, связавшая Южный Урал с Гурьевом и районами Средней Азии. В 1953 вступили в строй линии Целиноград - Павлодар, Моинты - Чу и Защита - Зыряновск. В числе линий, построенных в 1960-71: Новоурицкое - Пески-Целинные, Пески-Целинные - Володарское, Павлодар - Кулунда, Есиль - Аркалык, Тобол - Джетыгара, Актогай - Дружба, Караганда - Карагайлы, Ерментау - Айсары, Тобол - Лисаковск, Макат - Мангышлак, Мангышлак - Узень - Каратау - Жанатас, Дубовская - Углерудная - Балхаш - Саяк и другие. Дорога обслуживает районы угледобычи, месторождения руд, минерально-строительных материалов, предприятия чёрной и цветной металлургии, машиностроения, химии, лёгкой и пищевой промышленности, крупные с.-х. районы страны. По грузообороту К. ж. д. занимает 2-е место в сети страны (около 230 млрд. ткм в 1971). В отправлении дороги наибольший удельный вес имеют уголь, руда, зерно и стройматериалы. В ввозе и транзите преобладают уголь, нефтепродукты, лесоматериалы, машины, оборудование, а также грузы лёгкой и пищевой промышленности. По видам сообщений перевозки распределяются: вывоз около 28%, ввоз 21%, местное сообщение 23% и транзит 28%. Объём пассажирских перевозок К. ж. д. около 14 млрд. пассажиро-километров (1971), или примерно 5% от перевозок общей сети ж. д. СССР. Награждена орденом Ленина (1971).

? Г. С. Райхер.

Смотрите также: