Большая советская энциклопедия

Конкретная музыка

Конкретная музыка (французский musique concrete), музыкальные произведения, создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных или искусственных звучаний которые по усмотрению автора могут подвергаться различным акустическим преобразованиям и смешиваться. В К. м. используются преимущественно разнообразные шумы, изредка звучание человеческих голосов и музыкальных инструментов. Изобретателем К. м. является французский инженер-акустик П. Шеффер, создавший свои первые "конкретные" сочинения в 1948. В 50-е гг. 20 в. во Франции при Центральном радиовещании была создана экспериментальная студия К. м., вокруг которой объединилась группа музыкантов; группы деятелей К. м. возникли также в Италии, Западной Германии, США. Сторонники К. м. полагают, что она "безгранично расширяет" выразительные средства музыкального искусства, вводя в композицию весь мир звучаний, окружающих человека. В действительности произведения К. м., порывающие с системой звуковысотной организации, предельно обедняют возможности выражения определённого художественного содержания и способны выполнять лишь чисто прикладную роль (шумовое оформление кинокартин, драматических спектаклей и пр.). К. м. представляет собой одно из проявлений кризиса музыкальной культуры в буржуазном обществе

Лит.: Шнеерсон Г., О музыке живой и мертвой, 2 изд., М., 1964; его же, Французская музыка ХХ века, 2 изд., М., 1970.

? Г. М. Шнеерсон.

Смотрите также: