Большая советская энциклопедия

Ли Хван

Ли Хван (псевдоним - Тхвеге и Тхведоон) (1501, Онгери, пров. Кёнсан-Пукто, - 1570), корейский мыслитель и литератор, один из крупнейших теоретиков сунского конфуцианства. Был придворным учёным; после "гонения на учёных" (1545) уехал в провинцию. Философские взгляды Л. Х. изложены в сочинениях "Общий свод учения о =ли? в периоды Сун, Юань и Мин", "Толкование =Книги перемен? для юношества", "Извлечения из сочинений Чжу Си" и др. Истинным Л. Х. считал только учение китайского конфуцианца Чжу Си, а буддизм и даосизм - ересями. Отстаивал учение о примате идеального первоначала "ли" над материальным "ци"; в гносеологии, в противовес концепции Ван Ян-мина о "единстве знания и действия", выдвинул идею о том, что "знание предшествует действию". Теория Л. Х. о "четырёх постоянствах" как проявлении идеального "ли" и "семи эмоциях" как проявлении материального "ци" была предметом полемики среди корейских конфуцианцев в течение трёх веков. Суть этих учений сводилась к утверждению "врождённого характера" норм феодальной этики. Л. Х. разработал проект сельской общины как органа местного самоуправления, направленный на консервацию феодальных порядков. Во многом содействовал распространению идей Чжу Си в Корее и Японии. Последователи Л. Х. образовали идеалистическое направление "чурипха" в корейской философии. Неоднократно переиздававшиеся сочинения Л. Х. ("Тхвеге чип", 68 кн.) стали с 16 в. официальной идеологической доктриной правящей династии Ли (до её падения в 1910).

Л. Х. известен и как литератор, автор большого числа стихов на китайском языке и прозаических сочинений.

Лит.: Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон, История корейской философии, т. 1, М., 1966, с. 158 - 178; Тягай Г. Д., Общественная мысль Кореи в эпоху позднего феодализма, М., 1971; Хён Сан Юн, Чосон юхан са, Сеул, I960, с. 83-103; Пак Чон Хон, Тхвеге ёнгу, Сеул, 1965.

? Л. Р. Концевич.

Смотрите также: