Большая советская энциклопедия

Многоосный автомобиль

Многоосный автомобиль, автомобиль, имеющий число осей более двух. Многоосными чаще всего выполняются грузовые автомобили и тягачи, реже автобусы и троллейбусы. М. а. благодаря распределению общего веса на большее число осей имеют, как правило, большую грузоподъёмность и повышенную проходимость по сравнению с двухосными. Недостатки М. а. - их повышенная стоимость и большие расходы на эксплуатацию.

Первая попытка создания М. а. относится к 1898; серийное производство началось в середине 1920-х гг. на заводе "Рено" (Франция). В СССР выпуск М. а. (ЯГ-10) грузоподъёмностью 8 т начал Ярославский автомобильный (ныне моторный) завод в 1932. Краткая техническая характеристика многоосных автомобилей, выпускаемых в СССР Показатели Mapка автомобиля ЗИЛ-131 Урал-375Д КамАЗ КрАЗ-257 КрАЗ-255Б МАЗ-516A MA3-537A

Колёсная формула 6´6 6´6 6´4 6´4 6´6 6´2 8´8

Грузоподъёмность, т 3,5 4,5 8,0 12,0 7,5 14,5 15,0
Снаряженный вес, т 6,46 8,4 - 11,13 11,95 8,8 22,5
Мощность двигателя, квт (л. с.) 110 132 154 176 176 132 386 (150) (180) (210) (240) (240) (180) (525)
Скорость, км/ч 80 75 80 70 70 85 60
Контрольный расход топлива, л/100 км 40 48 - 36 40 30 125
В зависимости от числа колёс принято характеризовать автомобили т. н. колёсной формулой, где первая цифра указывает на общее число колёс, а вторая - на число ведущих колёс (считая сдвоенное колесо за одно). М. а. выполняются трёх- и четырёхосными, а в отдельных случаях и пятиосными. М. а. первой группы (четырёхосные, рис., а - е) выпускаются в сравнительно небольших количествах и применяются в основном для геологоразведочных работ, в строительстве, в войсковых подразделениях. М. а. второй группы (трёхосные, рис., ж - м)более распространены и применяются для магистральных перевозок грузов; к ним относятся междугородные и сочленённые городские автобусы.
Машины повышенной проходимости (грузовые, специальные автомобили, тягачи, бронетранспортёры) выполняются со всеми ведущими колёсами. Краткие технические характеристики М. а., выпускаемых в СССР, приведены в табл.
Развитие конструкций М. а. повышенной проходимости осуществляется за счёт создания сочленённых автомобилей с числом осей от 3 до 6; в дорожных М. а. намечается тенденция к более широкому использованию схем, показанных на рис., д, к и л (для грузовых автомобилей) и рис., к и м (для автобусов).
Лит.: Колесные автомобили высокой проходимости, М., 1967; Селиванов И. И., Автомобили и транспортные гусеничные машины высокой проходимости, М., 1967; Краткий автомобильный справочник, 6 изд., М., 1971.
? Л. М. Шугуров.

Смотрите также: