Большая советская энциклопедия

Протазанов Яков Александрович

Протазанов Яков Александрович [23.1(4.2).1881, Москва, - 8.8.1945, там же], советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935) и Узбекской ССР (1943). Один из зачинателей русского кинематографа. В 1911-18 поставил около 80 фильмов, в том числе такие значительные, как "Пиковая дама" (1916) и "Отец Сергий" (1918). Уже в этот период творчество П. отличалось высоким профессиональным мастерством, интересом к классической русской литературе, вниманием к искусству актёра. Вынужденный в эти годы нередко заниматься коммерческими постановками, он в лучших работах продемонстрировал возможности русского кино. После пребывания за рубежом П. возвратился в 1923 в Россию. В первых фильмах, созданных на советских киностудиях, - "Аэлита" (1924) и "Его призыв" (1925) - он избрал темы, связанные с жизнью страны. Ставил комедии: "Закройщик из Торжка" (1925), "Процесс о трёх миллионах" (1926), "Дон Диего и Пелагея" (1928), "Праздник святого Йоргена" (1930). В них ярко проявилось мастерство популярных актёров И. В. Ильинского, В. П. Марецкой, А. П. Кторова, М. М. Климова, М. М. Блюменталь-Тамариной и др. В историко-революционном фильме "Сорок первый" (1927) П. добился глубокой достоверности в передаче эпохи и создании образов главных героев. П. привлек В. И. Качалова и В. Э. Мейерхольда для исполнения главных ролей в фильме "Белый орёл" (1928). В период звукового кино после музыкальной комедии-памфлета "Марионетки" (1934) П. поставил фильм "Бесприданница" (1937), который стал одной из лучших советских экранизаций классической драматургии. Исторический фильм "Салават Юлаев" (1941) и комедия "Насреддин в Бухаре" (1943) - последние работы режиссёра.

Лит.: Зоркая Н. М., Портреты, М., 1966; Арлазоров М.С., Протазанов, М., 1973.

Смотрите также: