Большая советская энциклопедия

Речной транспорт


Речной транспорт, вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов в основном по внутренним водным путям, как естественным (реки, озёра), так и искусственным (каналы, водохранилища, шлюзованные участки рек). Выделяются магистральные речные пути, в том числе международные, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств (например, Дунай, Одер, Рейн, Амур, Парагвай, Нигер), межрайонные, обслуживающие перевозки между крупными районами внутри страны (например, Волга, Янцзы, Миссисипи), и местные, обслуживающие внутрирайонные связи. Р. т., несмотря на сезонность его работы в ряде стран, обладает рядом преимуществ по сравнению с другими видами транспорта. Первоначальные затраты на организацию судоходства по крупным рекам в 8-10 раз меньше соответствующих затрат на создание железных дорог. Себестоимость перевозок на магистральных реках на 35% ниже ж.-д. перевозок и в 3-5 раз - автомобильных. Суда Р. т. по своему назначению подразделяются на транспортные, технические и вспомогательные. В состав транспортных входят пассажирские, сухогрузные, наливные суда, толкачи и буксиры (см. Буксирное судно). Пассажирский флот представлен судами местного и транзитного назначения. Сухогрузные суда с грузовыми трюмами имеют большое раскрытие палуб, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ. Сухогрузные суда, на которых груз перевозится непосредственно на палубе (баржи-площадки), предназначены для перевозки любых грузов, не боящихся подмочки, в основном минерально-строительных материалов. Нефтеналивные суда - танкеры перевозят жидкие грузы (нефть, нефтепродукты) наливом в трюмах, а также в танках (баках), размещенных на палубе. С 1968 применяются комбинированные суда - нефтерудовозы, которые в одном направлении загружаются нефтеналивными, в обратном - сыпучими грузами. Технический флот включает дноуглубительные снаряды, обстановочные суда для проведения разного рода путевых работ. К вспомогательным судам относятся дебаркадеры, брандвахты, плавучие магазины, ремонтные мастерские, паромы, плавучие краны, установки по добыче песка и гравия, рейдовые и служебно-вспомогательные разъездные суда. В Р. т. особое место занимают ледоколы, обеспечивающие работу судов в ледовых условиях. Речные суда бывают самоходные и несамоходные. По типам двигателей самоходные суда делятся на пароходы, теплоходы и дизель-электроходы (см. Электроход), по типам движителей - на винтовые, колёсные, водомётные и на воздушной подушке. Несамоходные суда представлены баржами, лихтерами, баркасами и др. Во многих странах, особенно в Юго-Восточной Азии, на реках используются джонки и другие мелкие суда, парусные и гребные. Люди с давних времён используют реки для передвижения. За тысячи лет до н. э. в Месопотамии, Древнем Египте, Древнем Китае применялись гребные и парусные суда. С развитием средневековых городов (12- 14 вв.), расположенных на реках Европы, и торговли росли перевозки грузов водными путями на судах грузоподъёмностью 10-20 т. строительство шлюзованных речных путей (16 в.) значительно улучшило судоходство. Для дальнейшего развития Р. т. и удешевления речных перевозок большую роль сыграло применение на судах парового двигателя (нач. 19 в.). В России речное судоходство имеет многовековую историю. Древние славяне селились преимущественно по берегам рек и озёр, которые были удобными естественными путями сообщения. Уже в 9 в. славяне совершали плавания на речных судах по Дону, Волге и Каспийскому морю с торговыми целями. По Волховско-Днепровскому пути, связывавшему Балтийское море с Чёрным морем (великому водному пути "из варяг в греки"), шли караваны судов. Размеры судов, плававших по русским рекам, возрастали, и в 16 в. грузоподъёмность речных судов на Волге достигла 250-300 т. В период царствования Петра 1 (кон. 17 - нач. 18 вв.), который поощрял развитие судостроения, речной флот был качественно улучшен. Взамен судов, предназначенных для одного рейса, начали строить долговечные суда из пиленных досок, прочной конструкции, с хорошими судоходными качествами. В 18 - начаче 19 вв. на месте волоков были построены первые искусственные водные системы: Вышневолоцкая (1708), Тихвинская (1811), Мариинская (1810) и др. В начале 19 в. в русском речном судостроении начинают применять металл. По времени это совпало с использованием на судах механического двигателя (см. Судовой двигатель). До введения механической тяги (пароходов) и в начальный период её применения (1840-80-е гг.) перемещение судов на реках, особенно на Волге, производилось конной и ручной тягой (см. Бурлаки). Пароходы начали строить в Петербурге (1815), а затем в Пожве на Каме (1817). На Волге был создан ряд пароходных обществ: "Общество по Волге" (1843), "Кавказ и Меркурий" (1850-59), "Самолёт" (1853), Камско-Волжское пароходное общество "Польза" (1854) и др. В 1913 число пароходов на Р. т. России достигло 5467, число несамоходных речных судов превышало 23 тыс. С начала 20 в. паровую машину на речных судах вытесняет двигатель внутреннего сгорания. Впервые его использовали сормовские судостроители, установившие дизель на самоходном наливном судне "Вандал" (1903). В 1913 Россия удерживала мировое первенство по количеству и качеству речных судов. Для перевозки нефти строились большегрузные металлические наливные баржи. Протяжённость судоходных внутренних водных путей составляла 64,6 тыс. км. Перевозки грузов Р. т. достигли 49,1 млн. т, в том числе за тягой 35,1 млн. т, а остальные - самосплавом. Число перевезённых пассажиров превышало 11 млн. чел. Эти перевозки приходились в основном на реки Европейской части страны. Реки Сибири и Дальнего Востока в дореволюционной России для судоходства почти не использовались; по Оби, Иртышу, Енисею, Амуру плавали лишь единичные cуда. Удельный вес перевозок по рекам восточных бассейнов составлял около 6% всего грузооборота Р. т. Перевозились хлеб, лес, нефть, сыпучие грузы. Речные пристани не были механизированы, грузовые работы выполнялись вручную. Речной транспорт в СССР. Декретом Совнаркома от 26 января (8 февраля) 1918 речной флот был национализирован. Управление им было возложено на Отдел водных сообщений ВСНХ, преобразованный в Главод (май 1918), который управлял и морским флотом. На базе национализированного флота была создана Волжская военная флотилия, которая активно участвовала в Гражданской войне 1918-20. Разработанный по указанию В. И. Ленина (1920) план ГОЭЛРО предусматривал приведение в совершенный вид внутренних водных путей Европейской части РСФСР, широкое использования гидроресурсов страны. В плане намечалось создание основной транспортной сети, выбор типа судов, организация движения, строительство речных портов. Первым был введён в эксплуатацию Волховский гидроузел (декабрь 1926), значительно улучшивший условия плавания судов на р. Волхов (см. Волховская ГЭС). Высоконапорной плотиной Днепрогэс им. В. И. Ленина был поднят уровень воды на порогах, и Днепр стал судоходным на всём протяжении. Ввод в действие первого гидроузла на р. Свирь (1933) обеспечил увеличение глубины в её нижнем течении. В том же году вступил в строй Беломорско-Балтийский канал, соединивший Белое море с Балтийским морем. В середине 30-х гг. развернулись большие работы по созданию единой глубоководной сети Европейской части СССР. Огромное значение имело сооружение на Волге каскада гидроузлов и водохранилищ, первый из них - Иваньковский - вступил в эксплуатацию вместе с Москвы имени каналом. За годы довоенных пятилеток (1929-40) самоходный речной флот увеличился в 2,2, несамоходный - в 2,7 раза; в приречных городах были созданы порты, 50% погрузочно-разгрузочных работ механизированы, объём речных перевозок увеличился более чем в 3 раза. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Р. т. перевезено для фронта и тыла около 200 млн. т грузов. Речники работали на боевых переправах Сталинграда и на Ладожском озере, через которое проходила "Дорога жизни" в осажденный Ленинград. Война нанесла огромный ущерб Р. т. Фашистские оккупанты затопили и захватили более 8,3 тыс. речных судов, разрушили сотни портов, пристаней, плотин, дамб и шлюзов. За годы 4-й пятилетки (1946-50) Р. т. был восстановлен. В 1952 завершено строительство Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, который соединил важнейшие экономические районы Европейской части СССР - Урал, Поволжье, Центр с Донбассом и Югом. В 1955 на Волге вступили в строй 2 крупнейших гидроузла - Горьковский и Куйбышевский, в результате чего гарантированная глубина на Волге и Каме увеличилась на 0,9 м (см. Горьковское водохранилище, Куйбышевское водохранилище). В 1967 перекрыта Волга у Саратова и создано новое водохранилище, воды которого подошли к Куйбышеву. Ввод в эксплуатацию в 1957 первого гидроузла на Каме, выше Перми, положил начало улучшению судоходства на реке (см. Камское водохранилище). В 1964 введено в эксплуатацию Воткинское водохранилище. В том же году завершено строительство Волго-Балтийского водного пути им. В. И. Ленина, обеспечившего надёжную транспортную связь между экономическими районами Центра и Северо-Запада. Сооружение судоходных каналов Беломорско-Балтийского, Волго-Донского и Волго-Балтийского водного пути соединило моря, омывающие Европейскую часть СССР, внутренними глубоководными речными магистралями. Р. т. СССР - составная часть единой транспортной системы страны (см. Единая транспортная сеть СССР). Большое значение имеет Р. т. для развития промышленности и сельского хозяйства восточных районов; он обслуживает промышленность, особенно освоение нефтегазоносных районов Западной Сибири; доставляет грузы для Норильского горно-металлургического комбината и экспортные лесоматериалы в Игарку, грузы для горнорудной промышленности Якутии и др. В 50-60-е гг. развернулись гидротехнические работы на восточных реках. Построены гидроузлы: Иркутский и Братский на Ангаре, Новосибирский на Оби, Бухтарминский и Усть-Каменогорский на Иртыше (см. Иркутское водохранилище, Братское водохранилище, Бухтарминское водохранилище, Усть-Каменогорское водохранилище). Закончено строительство первой очереди крупнейшего в мире Красноярского гидроузла на Енисее (1972) (см. Красноярское водохранилище). Мощные сибирские реки из путей сообщения местного значения превратились в транзитные магистрали, связанные Северным морским путём с портами Европейской части СССР. В 1973 удельный вес перевозок по рекам восточных бассейнов в общем объёме перевозок Р. т. составил 24,5%. Доля Р. т. в общем грузообороте СССР составляла в 1973 4,2%. В структуре грузооборота Р. т. преобладают перевозки минерально-строительных грузов, леса, нефти и каменного угля. В табл. 1приведены данные, характеризующие объём речных перевозок в СССР, в табл. 2 - качественные показатели работы Р. т. Табл. 1. - Перевозки грузов на речном транспорте СССР   1940 1965 1970 1974 Протяжённость внутренних водных судоходных путей сообщения, эксплуатировавшихся всеми организациями, тыс. км 107,3 142,7 144,5 146,1 Перевезено грузов, млн, т 73,1 269 357,8 452,0 Грузооборот, млрд. т×км 36,1 133,9 174,0 212,3 Табл. 2. - Использование речного флота СССР   1940 1965 1970 1974 Производительность на 1 л. с.* мощности буксирного флота за сутки эксплуатации на перевозках, т×км:         нефтегрузов 686 585 571 557 леса в плотах 977 997 1025 967 сухогрузов 203 323 312 320 Производительность на 1 т грузоподъёмности за сутки эксплуатации, т×км:         сухогрузного самоходного флота 37,7 108 110,7 121 сухогрузного несамоходного флота 13,5 41,3 46,4 52,7 нефтеналивного самоходного флота - 132 144,0 145 нефтеналивного несамоходного флота 36,6 71,2 71,7 81,4 * 1 л. с. = 0,736 квт. Количественный и качественный состав флота в послевоенный период резко изменился: увеличились средняя мощность, грузоподъёмность, пассажировместимость и скорость движения судов (см. Судостроение). Мощность судов с дизельными установками составила в 1973 94% всего транспортного флота. На реках появились теплоходы грузоподъёмностью до 5 тыс. т и скоростью свыше 20 км/ч. Грузовой самоходный флот пополнился теплоходами, конструкция которых позволяет эксплуатировать их не только на реках, но и на всех морях, омывающих Европу, а также северные и восточные берега СССР. Для работы на магистральных реках построены буксиры-толкачи мощностью до 2950 квт (4000 л. с.). Дальнейшим развитием несамоходного флота стало строительство грузовых составов из секций грузоподъёмностью 3000 т и выше, а также несамоходных сухогрузных и нефтеналивных барж грузоподъёмностью до 9000 т. С начала 70-х гг. на Р. т. СССР применяются высокоэффективные перевозки грузов в контейнерах. Созданы совершенно новые по принципу движения быстроходные суда на подводных крыльях. Теплоходы типа "Ракета" и "Метеор", имеющие скорость 60-65 км/ч, составляют основу скоростного пассажирского флота. Большое пополнение получил пассажирский речной флот: трёхпалубные комфортабельные пассажирские теплоходы и дизель-электроходы мощностью 885 квт (1200 л. с.), приспособленные для плавания по водохранилищам, двухпалубные теплоходы мощностью 590 квт (800 л. с.), небольшие речные суда типа речных трамваев и др. С появлением судов смешанного плавания "река - море" и созданием глубоководных межбассейновых соединений расширена сфера использования Р. т. для прямых речно-морских перевозок. За годы социалистического строительства созданы и реконструированы крупные речные порты, оборудованные современными погрузочными механизмами. Уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ составил в 1973 97,9%. 30 мая 1956 постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было упразднено общесоюзное министерство речного флота и создано министерство речного флота РСФСР; в других союзных республиках, там, где это необходимо, - соответствующие управления при Советах Министров союзных республик. Успешно развивается Р. т. и в других социалистических странах. Доля Р. т. в общем грузообороте внутреннего транспорта стран - членов СЭВ относительно стабильна (табл. 3). Табл. 3. - Протяжённость водных путей и удельный вес речного транспорта в перевозках стран - членов СЭВ Страны Протяжённость внутренных путей (1973), км Доля Р. т. обороте в грузообороте всех видов транспорта, % 1970 1973 НРБ ВНР ГДР ПНР СРР ЧССР 470 1688 2546 3853 1691 458 3,1 6,1 1,7 1,0 1,5 3,0 3,7 5,0 1,6 0,9 1,7 2,9 Ведущая роль в системе Р. т. стран - членов СЭВ принадлежит судоходству по р. Дунай. Наиболее развитую сеть внутренних водных путей имеют Польша, ГДР, Венгрия и Румыния. В состав водных путей Польши входит р. Одра, которая в верхнем течении шлюзована; вместе с Гливицким каналом она соединяет Силезский угольный бассейн с морским портом Щецин. Бассейн р. Одры при помощи систем связан с Вислой, а приток Вислы Буг соединён каналом с бассейном Днепра (СССР) (см. Днепровско-Бугский канал). Главные речные пути в ГДР - Нижний Одер и Средняя Эльба, которые соединены двумя системами каналов. Одна из систем - Эльба - Шпре - Одер связывает ГДР с Польшей. В Венгрии для судоходства используются рр. Дунай, Тиса, Кёрёш и озеро Балатон. В Чехословакии судоходство осуществляется по рр. Дунай и Лаба. В Румынии судоходство в основном сосредоточено на р. Дунай, где реализуется более 90% общего объёма речных перевозок страны. В Болгарии речные перевозки осуществляются по р. Дунай. В 1972 в НРБ перевезено 4,0 млн. т грузов, грузооборот около 2 млрд. т×км, в ВНР - соответственно 2,8 млн. т и 1,4 млрд. т×км, в ГДР - 12,5 млн. т и 2,0 млрд. т×км, в ПНР - 10,8 млн. т и 2,5 млрд. т×км, в СРР - 5,3 млн. т и 1,6 млрд. т×км, в ЧССР - 4,8 млн. т и 2,6 млрд. т×км. В послевоенные годы речной флот стран - членов СЭВ значительно пополнился новыми современными судами, построенными на отечественных предприятиях и на судостроительных заводах других социалистических стран. В капиталистических странах состояние Р. т. характеризуется следующими данными (табл. 4). Табл.4. - Состав речного флота развитых капиталистических стран Страны Годы Протя-женность водных путей, км Букси- ры и толкачи Несамоходные суда Самоходный грузовой флот число судов Мощ-ность, тыс. л. с. число судов Грузо-подъем-ность, тыс. т число судов Грузо-подъём-ность, тыс. т мощ-ность, тыс. л. с. США 1971 41100 4092 3847 19 480 22 160 - - ФРГ 1972 5900 401 207,7 1120 1106,9 4394 Франция 1972 8600 222 135,4 1560 884,0 5436 Р. т. США перевезено в 1972 541,7 млн. т грузов, грузооборот 335,2 млрд. т×км. Основные виды перевозимых грузов: нефть и нефтепродукты - 38%, уголь20%, минерально-строительные грузы - 15%. Доля Р. т. в общем грузообороте составляет около 16,4%, в том числе Великие озёра - 5,3%. Значительная часть перевозок приходится на р. Огайо, на нижнее течение р. Миссисипи. Наблюдается тенденция увеличения средней мощности толкачей и средней грузоподъёмности барж и дальности перевозок грузов. Мощность толкачей достигает 7300 квт (10 060 л. с.). Они оснащены электрорадионавигационным оборудованием, средствами механизации судовых работ и автоматикой управления механизмами. В США применяют в основном несамоходные суда, соединяемые в крупные толкаемые составы по 20-40 барж общей грузоподъёмностью 20-50 тыс. т. В ФРГ Р. т. перевезено в 1973 244 млн. т грузов, грузооборот 47,5 млрд. т×км. Основные виды грузов: минерально-строительные - 37,5%, нефть и нефтепродукты - 18,3, руды и металлолом - 14,6%. В общем грузообороте доля Р. т. 25,6%. Значительная часть перевозок осуществляется по р. Рейн с притоком Майн, а также по каналам, протяжённость которых 1800 км. В начале 70-х гг. вводятся в эксплуатацию крупные грузовые теплоходы грузоподъёмностью 1500 т и больше. Широко распространено судовождение толканием, строятся толкачи мощностью 4400 квт (6000 л. с.), оснащенные средствами механизации и автоматикой управления. Во Франции Р. т. перевезено в 1973 110 млн. т грузов, грузооборот - 15 млрд. т×км. Основные перевозимые грузы: минерально-строительные - 51,1%, нефть и нефтепродукты - 19,6, с.-х. сырьё - 9,9%. Значительный объём перевозок приходится на Рейн - 22,1%, а также на рр. Сена и Марна. В общем грузообороте доля Р. т. составила 6,9%. В 70-е гг. развивается судовождение толканием, увеличивается средняя мощность толкачей и грузоподъёмность грузовых теплоходов. В развивающихся странах общая протяжённость внутренних водных путей в начале 70-х гг. 20 в. составляла свыше 164 тыс. км, в том числе в странах Латинской Америки - 82 тыс. км (около 1/3 сети приходится на систему р. Амазонка); в странах Африки - 34 тыс. км [около 1/3 падает на систему р. Конго (Заир), 2-е место занимает система р. Нигер, 3-е место - р. Нил]; в странах Азии - 48 тыс. км (около 1/5 - на реки Индостанского полуострова и Бирмы). Водные пути отличаются низким техническим уровнем и слабым транспортным использованием. Речной флот большинства развивающихся стран представлен устаревшими небольшими судоходными, чаще парусными, судами.   Лит.: Ленин В. И., Речь на III Всероссийском съезде рабочих водного транспорта. 15 марта 1920 г., Полное собрание соч., 5 изд., т. 40; его же, К населению, там же, т. 35, с. 67; Житков С. М., Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России за столетний период 1798-1898, СПБ, 1900. Транспорт СССР, М., 1967; Речной транспорт за 50 лет Советской власти, [М., 1967]; Транспортная система мира, М., 1971; Экономика и эксплуатация зарубежного речного транспорта, М., 1973. ? В. Н. Масляков.

Смотрите также: