Большая советская энциклопедия

Рим Древний

Рим Древний (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский полуостров; в дальнейшем - средиземноморская держава, включавшая западную и юго-восточную части Европы, Малую Азию, побережье Северной Африки, Сирию, Палестину.

Исторический очерк

Так называемый царский период (754/753-510/509 до н. э.). В соответствии с античной традицией долгое время считалось, что город Р. развился из древнейшего поселения на холме Палатине, но, как показали археологические исследования, правильнее рассматривать образование Р. как результат слияния укрепленных поселений на нескольких холмах; возникновение римского форума как общего центра этих поселений относится к началу 6 в. до н. э. Традиционная версия об этнической неоднородности первоначального населения Р. (латины, сабины) также находит подтверждение в археологическом материале.

Предание называет 7 царей, последовательно правивших Р. в 8-6 вв.: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый. Видимо, последние 3 царя были представителями этрусской династии, что даёт основание предполагать какой-то период этрусского господства. Всё полноправное население Р. - "римский народ" (populus romanus) - делилось на роды (по преданию, 300), курии (30 по 10 родов) и трибы (3 по 10 курий). Первоначально к полноправному населению относились только патриции, другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. На основе неравенства между плебеями и патрициями, а также развития имущественной дифференциации среди самих патрициев, возникла особая форма социальных отношений - клиентела. Народные собрания (комиции) проходили по куриям (куриатные комиции), в них участвовали только патриции. По преданию, Ромулом был создан сенат, состоявший из старейшин родов (300 чел.). Власть царя первоначально была близка власти племенного вождя, т. е. ограничена сенатом и комициями (на которых цари избирались); в эпоху господства этрусской династии его власть значительно укрепилась. Члены сената стали назначаться царями из узкого круга патрицианских родов, что превратило сенат в замкнутый орган римской знати.
Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство. Патриции постепенно составили господствующий класс-сословие, владевший крупными наделами земли, рабами и имевший клиентов. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средними землевладельцами, а также ремесленниками. Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина 6 в. до н. э.) реформу общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав populus romanus. По существу это была революция, направленная против пережитков родового строя (см. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 128); она не может быть приписана одному деятелю и выходит за хронологические рамки царского периода.
Гиперкритическое направление в античной историографии (итальянский историк Э. Пайс и др.) почти полностью отвергало достоверность ранней истории Р., но новейшие археологические открытия в ряде случаев подтвердили данные римской исторической традиции.
Республика (510/509-30 или 27 до н. э.). Республиканский образ правления установился в Р. после изгнания царя Тарквиния Гордого (510/509). Прерогативы царской власти были разделены между двумя ежегодно избиравшимися должностными лицами, которые сначала назывались преторами, а затем консулами. Внутренняя история ранней римской республики была историей борьбы прежде всего между плебеями и патрициями. По существу это была борьба "... мелкой земельной собственности с крупной..." (Маркс К., Письмо к Энгельсу от 8 марта 1855, см. там же, т. 28, с. 368). В Р. со времён царей существовал фонд неразделённых земель, так называемое ager publicus - общественное поле. Он увеличивался за счёт завоёванных территорий. Патриции, будучи, как правило, военными вождями, стремились за счёт общественного поля приумножить свои личные владения. Плебеи же были лишены доступа к этим землям и политически бесправны. Поэтому их борьба за землю переплеталась с требованиями политических прав. В результате длительной борьбы плебеи добились ряда крупных успехов: учреждения должности народного трибуна (494) для защиты интересов плебеев, допуска к консулату (367), отмены долговой кабалы (326) и др.
Внешняя политика Р. характеризовалась почти непрерывными войнами. Победив своих ближайших соседей (вольсков, эквов и др.), римляне в 5 в. овладели правым берегом р. Тибр. В начале 4 в. Р. подвергся кратковременному, но опустошительному нашествию галлов (390), затем вёл войны с городами Латинского союза (340-338) и самнитами (см. Самнитские войны 343-290), завершившиеся подчинением всей Средней Италии. К 265 после победы над полководцем Пирром была завоёвана Южная Италия (или "Великая Греция").
В результате уравнения в правах плебеев и патрициев произошло слияние старых патрицианских родов с верхушкой плебса и образовалась новая аристократия - нобилитет. Постепенно представители нобилитета захватили в свои руки руководство сенатом и высшие государственные должности. Политическое устройство Р. приобрело характерные черты аристократической республики. Фактически ведущая роль в управлении государством принадлежала сенату. Он ведал государственным имуществом и финансами, внешней политикой, военными делами, вопросами религии и культа, наблюдал за внутренней безопасностью. Все государственные должности (магистратуры) были коллегиальными, краткосрочными и неоплачиваемыми. Формально высшим органом власти считалось народное собрание, где проходили выборы должностных лиц и принимались или отвергались новые законопроекты.
Организация управления завоёванной Италией основывалась на знаменитом принципе: "разделяй и властвуй". Италийские города и общины имели различный статус (см. в статье Муниципии). На территории покорённых общин выводились колонии с римским или латинским правом (см. Колонии античные).
После покорения Италии римская экспансия вышла за пределы Апеннинского полуострова. Здесь римлянам пришлось столкнуться с одним из крупнейших государств Западного Средиземноморья - Карфагеном. Так называемые Пунические войны продолжались (с перерывами) более 100 лет. В результате 1-й Пунической войны (264-241) Р. приобрёл первые заморские владения - Сицилию, Корсику, Сардинию, которые были превращены в римские провинции. В период 2-й Пунической войны (218-201) знаменитый карфагенский полководец Ганнибал вторгся в Италию и, одержав над римлянами ряд побед (при Каннах в 216 и др.), опустошал её территории более 15 лет. Однако в конечном итоге война карфагенянами была проиграна, римляне под командованием Сципиона Африканского Старшего одержали победу над Ганнибалом (битва 202 при Заме). К Р. от Карфагена отошла Испания. В конце 3 в. римская экспансия обратилась на Восток. В результате трёх Македонских войн (215-205, 200-197, 171-168) римляне распространили своё господство на Балканский полуостров (к 168), а после так называемой Сирийской войны (192-188) против Антиоха III положили начало своему влиянию в Малой Азии. 3-я Пуническая война (149-146) свелась фактически к осаде Карфагена, который был взят штурмом Сципионом Африканским Младшим, а затем по решению сената предан огню и уничтожен. В итоге этих войн Р. превратился в крупнейшую средиземноморскую державу.
Завоевательные войны сопровождались притоком в Италию огромного количества рабов. Широко процветала торговля рабами, часто связанная с пиратством (центр оптовой торговли - остров Делос). Немалое значение имело естественное воспроизводство рабов. Всё это в сочетании с неизжитым в провинциях долговым рабством привело к тому, что рабский труд (с конца 3в. до н. э.) начал играть ведущую роль в производстве. Шёл интенсивный процесс формирования рабовладельческого государства. Концентрация земли, появление крупных поместий (латифундий) и в особенности распространение вилл, основанных на эксплуатации рабского труда, неизбежно вызывали вытеснение мелких крестьянских хозяйств, обезземеление и пауперизацию сельского плебса. Обезземеленные крестьяне частично становились арендаторами или подёнщиками, но большая часть отправлялась на заработки в город.
Превращение Р. в крупнейшую державу способствовало широкому развитию товарно-денежных отношений и внешней торговли. Из Италии вывозились вино, оливковое масло, металлические изделия, керамика; ввозились в Р. с.-х. продукты (из провинций) и предметы роскоши (из стран Востока). Римские завоевания содействовали непрерывному притоку денежного капитала за счёт контрибуций и военной добычи. Всё это приводило к развитию кредитно-ростовщических операций, которыми занимались теперь не только отдельные лица, но и целые компании откупщиков (публиканы) или конторы менял (аргентарии).
Римское общество этого времени представляло собой пёструю картину враждующих классов и сословий. Окончательно оформились два основных антагонистических класса - рабы и рабовладельцы. Противоречия между ними настолько обострились, что привели к вооруженным восстаниям рабов. Наблюдалась дальнейшая дифференциация господствующего класса. Наряду с высшим сословием - сенаторами (т. е. представителями нобилитета) появилась торгово-ростовщическая знать (всадники). Определённую роль стала играть муниципальная аристократия (привилегированные круги италийских общин). Росла политическая активность плебса.
Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Р. 2 в. следует считать кризис полисной организации. Старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам и запросам небольшой римской общины (полиса), оказались в новых условиях недостаточно действенными. Это несоответствие особенно ярко проявилось, например, в вопросе управления провинциями. Они фактически отдавались в бесконтрольное распоряжение наместников (проконсулов, пропреторов), назначаемых сенатом. Особенно разорительной для жителей провинций была деятельность публиканов, которые, беря на откуп сбор налогов и внося в римскую казну определённую сумму, выколачивали её затем с огромными излишками из местного населения.
Последнее столетие существования римской республики насыщено яркими политическими событиями. В 138 (или 136) началось 1-е Сицилийское восстание рабов, в ходе которого восставшие сделали попытку создать своё государство; оно было подавлено крупными вооруженными силами в 132. В 104-99 вспыхнуло 2-е Сицилийское восстание рабов. Эти движения встретили отклик в Восточном Средиземноморье (Пергам, острова Делос, Хиос). В самом г. Риме началось широкое революционное движение сельского плебса, которое привело к первым вспышкам гражданской войны на улицах города. В 30-20-х гг. 2 в. движение возглавили братья Гракхи, стремившиеся путём демократических реформ добиться возрождения свободного крестьянства. Гай Гракх выдвинул также предложение о даровании римских прав италикам. В ходе развернувшейся напряженной борьбы оформились два основных идейно-политических течения: оптиматы и популяры.
Во время войны Р. против нумидийского царя Югурты (111-105) выявилось далеко зашедшее разложение правящей сенатской верхушки, её неспособность к руководству, продажность. Решением комиций командование войсками было передано Г. Марию, который и довёл войну до победного конца. Марием была проведена также военная реформа - стал осуществляться приём в армию беднейших граждан (пролетариев) и были проведены некоторые технические нововведения. Реформированная армия успешно отразила опасное для Р. нашествие племён тевтонов (102) и кимвров (101). В 91 народный трибун М. Л. Друз повторил предложение Г. Гракха о даровании прав италикам. Провал этого законопроекта в сенате и убийство Друза послужили поводом к так называемой Союзнической войне (90-88) - общеиталийскому восстанию против Р. Одержав ряд военных побед над италиками, римляне тем не менее были вынуждены предоставить им права, т. е. включить всё население Апеннинского полуострова в состав римской гражданской общины. В 89 начались войны с понтийским царём Митридатом VI, угрожавшим римскому господству на Востоке. Сенат поручил ведение войны Сулле, но народное собрание выдвинуло кандидатуру Мария. Борьба вокруг этого вопроса привела к тому, что Сулла направил готовившуюся к походу на Восток армию против самого Р. Впервые в истории города Рим был взят (88) римскими же войсками. Однако после отправления Суллы и его армии на Восток господство в Р. перешло в руки сторонников Мария (консульство Цинны 87). По возвращении Суллы в Италию борьба между сулланцами и марианцами переросла в открытую гражданскую войну. Снова взяв с бою Рим, Сулла установил (в 82) жестокий террористический режим (система проскрипций). Диктатура Суллы (82-79) была последней попыткой сохранить политический строй сенатской республики, но его социальной опорой был уже не столько нобилитет, сколько ветераны римской армии, щедро наделённые Суллой (как прежде Марием) землёй. В 74 (или 73) произошло крупнейшее в истории древности восстание рабов под руководством Спартака. Оно свидетельствовало о крайнем обострении антагонизма в римском обществе. Но восставшие рабы не выдвигали задачи уничтожения рабства как института, не имели чёткой политической программы и поэтому их самоотверженная борьба окончилась поражением (71). События конца 2- середины 1 вв. свидетельствовали об углублявшемся кризисе римской республики. Революционное движение римского, а затем общеиталийского плебса было направлено против Р.-полиса, против сенатской олигархии, привилегий замкнутой общины. Один из основных её институтов - народное собрание (комиции) - с момента распространения гражданских прав на всё население Италии начал превращаться в юридическую фикцию. Столь типичное для полисной организации народное ополчение после реформы Мария заменяется постоянной и профессиональной армией. Трансформировался господствующий класс: староримская знать, сенатская олигархия, тесно связанная с отжившими полисными традициями, теряли свой прежний авторитет, власть, положение. Новые социальные группы - всадники, муниципальная, а затем и провинциальная аристократия - всё в большей мере претендовали на руководящее положение в государстве.
Решающую роль в социально-политической жизни Р. в 1 в. стали играть армия и её вожди. В 70-60 происходит возвышение Г. Помпея. Он участвовал в подавлении восстания Спартака, особенно прославился в борьбе со средиземноморскими пиратами. Наивысших военных успехов он достиг, окончательно разгромив Митридата VI (64) и совершив походы в Закавказье и Сирию. В 60 образовался антисенатский союз трёх крупных военных и политических деятелей Красса, Помпея и Цезаря, в скором времени превратившийся в фактическое правительство (так называемый 1-й триумвират). После консулата (59) Цезарь получил в управление Цизальпинскую Галлию и Иллирию на 5 лет, с правом набора армии, а несколько позже - Трансальпийскую Галлию, которую ещё предстояло завоевать. В результате походов Цезаря 58-51 страна была завоёвана. Это завоевание дало римлянам огромную добычу, сотни тысяч пленных, открыло широкое поле деятельности для римских торговцев, публиканов и т.д. Победы в Галлии содействовали популярности Цезаря. Сенатские круги опасались захвата Цезарем единоличной власти. Помпей перешёл на сторону сената и, получив особые полномочия, провёл ряд законов, фактически направленных против Цезаря. Перед последним стояла дилемма: распустив войско, явиться в Р. в качестве частного лица или перейти с войском границу Италии, начав тем самым гражданскую войну. После долгих колебаний Цезарь перешёл границу - р. Рубикон (10 января 49).
В ходе гражданской войны Цезарь одержал ряд решающих побед: над Помпеем (Фарсал, 48), над армией сторонников Помпея в Африке (Тапс, 46) и Испании (Мунда, 45). В 45 он стал неограниченным властелином римской державы. Ему были декретированы сенатом чрезвычайные почести и полномочия - пожизненная диктатура, трибунская власть, титулы "император", "отец отечества" и т.п. Монархические устремления Цезаря вызвали беспокойство сторонников республики, и в результате заговора он был убит (15 марта 44). После смерти Цезаря начался новый этап гражданских войн. В защиту интересов сенатской республики выступили руководители заговора Брут и Кассий. Цезарианцев возглавлял сначала М. Антоний, а затем наследник Цезаря (его внучатый племянник) Октавиан. В 43 возник 2-й триумвират (союз трёх цезарианцев: Антония, Октавиана и Лепида). Их власть была санкционирована комициями. Триумвиры путём жестоких проскрипций расправились со своими политическими противниками, а затем выступили против Брута и Кассия, сосредоточивших свои силы в Македонии. В битве при Филиппах (42) республиканская армия потерпела поражение, её вожди Брут и Кассий покончили жизнь самоубийством. Однако на этом гражданская война не закончилась. Продолжались волнения в самой Италии (см. Перузинская война), начались военные действия против Секста Помпея, обосновавшегося в Сицилии, наконец, резко обострились отношения между Антонием и Октавианом. Война между ними закончилась победой Октавиана (при мысе Акций, 31), в следующем году был захвачен и превращен в римскую провинцию Египет; Антоний, находившийся там, покончил жизнь самоубийством. Октавиан стал единоличным правителем. Поэтому 30-й год часто считают начальной датой истории империи, иногда её передвигают на 27-й, поскольку именно в этом году сенат закрепил за Октавианом права верховной власти и преподнёс ему почётный титул "Август".
Империя. Принципат (30 или 27 до н. э. - 193 н. э.). Установившийся со времени Августа государственный строй получил название принципата. Хотя в 27 до н. э. Август провозгласил восстановление республики, принципат фактически был монархией, так как при сохранении старых республиканских магистратур власть сосредоточивалась в руках одного человека - принцепса сената, пользовавшегося высшим авторитетом и имевшего верховную военную власть - империй (imperium). Отсюда "император" как часть титулатуры принцепса, включавшей также имена "Цезарь" и "Август". Императоры имели пожизненную трибунскую власть, звание верхнего жреца (понтифика), по желанию принимали звания консула, проконсула, цензора, по своему усмотрению вели внешнюю политику, издавали законы. Под их личным контролем находились провинции, в которых стояли легионы, казна (фиск), чеканка золотой и серебряной монеты, назначение военных командиров и управленческого аппарата, постепенно всё более усложнявшегося. Сенат, официально считавшийся верховным органом государства, имел скорее почётные, чем реальные права: управление (хотя и под контролем императора) не имевшими войска провинциями, чеканка медной монеты, утверждение некоторых законов и новых императоров, которые или назначались усыновлявшими их предшественниками или приходили к власти в результате победы в гражданских войнах между претендентами на престол. За время принципата сменились династии Юлиев - Клавдиев (27 до н. э. - 68 н. э., из родственников Августа), Флавиев (69-96) и Антонинов (96-192), в конце правления которых начался так называемый "кризис 3 века".
В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Этот процесс сопровождался острыми конфликтами между императорами и сенатской знатью, не желавшей жертвовать своим привилегированным положением. Он отмечен оппозиционными выступлениями и заговорами сенаторов против императоров и ответными репрессиями последних. Своего апогея конфликт, осложнённый кризисом римского провинциального управления (восстания в Британии 61, Иудее 66-73, Галлии 68 и др.), достиг при Нероне. Начавшаяся после его смерти в 68 гражданская война претендовавших на престол Гальбы, Отона, Вителлия и Веспасиана окончилась в 69 провозглашением императором Веспасиана, что явилось победой италийских и отчасти провинциальных рабовладельцев, за счёт которых стал пополняться сенат и управленческий аппарат. Доступ в сенат провинциалам ещё более расширили Антонины (большинство которых были уроженцами провинций), в правление которых противоречия внутри правящего класса, обострившиеся при последнем Флавии - Домициане, временно сгладились. Восстания в провинциях, возглавлявшиеся в 1 в. выходцами из туземной знати, прекратились. Усилился процесс слияния господствующего класса Италии и провинций, чему способствовала широкая раздача римского гражданства, завершившаяся дарованием его почти всем свободнорождённым жителям империи (212, при императоре Каракалле).
Во 2 в. империя достигла своего наибольшего территориального расширения. (См. карту.) В 1 в. были присоединены Каппадокия (17), Мавретания (между 40-45), Британия (43), Фракия (46); во 2 в. при Траяне в результате победоносных войн с даками и Парфянским царством - Дакия (106), Аравия (106), Армения (114), Месопотамия (115) и Ассирия (115) [последние три в результате восстаний местного населения преемнику Траяна - Адриану (117-138) пришлось оставить]. В связи с основанием многочисленных новых колоний и муниципиев развивалась экономика провинций за счёт распространения рабовладельческих отношений, главным образом в виллах, наиболее тесно связанных с рынком и представлявших оптимальные условия для использования рабского труда: простая кооперация, возможность повысить квалификацию рабов, применять лучшие орудия производства, рационально организовать хозяйство, согласно требованиям агротехники. Эти преимущества делали виллу более рентабельной, чем мелкое крестьянское хозяйство и рабовладельческие латифундии, где трудности организовать и поставить под эффективный надзор большие массы рабов вели к увеличению затрат на содержание поместной администрации. Владельцами вилл были граждане городов, наделявшиеся имениями за счёт дробления земель туземной знати и экспроприации крестьянских общин. Этот процесс, так же как улучшение морских и сухопутных путей сообщения, прекращение крупных войн, контроль за действиями наместников и их штата, способствовал развитию специализированного сельского хозяйства, ремесла и торговли, распространению римского образа жизни и культуры. Однако наряду с более романизованными и урбанизованными областями были и менее романизованные, где преобладали сельские общины и крупные имения местной знати, обрабатываемые более или менее зависимыми земледельцами. Особенно сложными были условия в восточных провинциях, где доримские и даже доэллинистические отношения переплетались с развитыми рабовладельческими. Отдельные области империи переживали экономический подъём и упадок не одновременно. С конца 1 в. начался кризис италийской экономики: сокращение специализированного сельского хозяйства и ремесленного производства, вытеснение италийской продукции провинциальной. Во 2 в. наивысшего расцвета достигли провинции в Испании, Галлии, Азии, Сирии, в начале 3 в. - Африка и придунайские провинции. В 1-2 вв. большее развитие получила внешняя торговля (морская и караванная) с народами Аравии, Индии, Кавказа, Средней Азии, спорадически - Китая, Африки (до Судана), северно-восточными племенами, вплоть до Прибалтики. Крупнейшими торговыми центрами были гг. Остия, Аквилея, Арелат, Александрия, Антиохия, Пальмира и др. Большую роль в экономике играло хозяйство императоров, владевших огромными землями, мастерскими, рудниками, каменоломнями. Социальная структура была сложной: классовое деление переплеталось с сословным и дополнялось делением на римских граждан и перегринов (провинциалов, не имевших ни римского, ни латинского гражданства). Высшими сословиями были сенаторы и всадники. К первым принадлежали владельцы крупных (не менее чем в 1 млн. сестерций), изъятых из городских территорий имений, происходившие из старой знати, или выдвинутые императорами италики и провинциалы. В 3 в. уже 60% сенаторов были родом из провинций. В 1-2 вв. из сенаторов назначались высшие римские магистраты, военачальники, наместники большинства провинций. В число всадников входили имевшие не менее 400 тыс. сестерций лица из городских землевладельцев, выслужившихся чиновников и военных командиров. Из них назначались судьи, чины финансового ведомства, префекты претория и др. Широкую социальную базу империи составляла верхушка городских землевладельцев, отправлявших городской магистратуры и входивших в городские советы - декурионы. Эти три сословия с конца 2 в. считались привилегированными, "благородными" в противоположность городскому и сельскому плебсу - "простонародию". Городской плебс состоял из торговцев, ремесленников, наёмных работников. С установлением империи он утратил своё политическое значение: государственные магистраты избирались сенаторами и всадниками; коллегии плебеев, их собрания, религиозная жизнь были поставлены под строгий контроль. Утрата политического значения компенсировалась щедрыми раздачами: в г. Риме 100-150 тыс. бедняков получали даровой хлеб, а также мясо и масло от государства, в других городах - от декурионов. По случаю праздников раздавались дополнительные дары, устраивались дорогие зрелища. Траян учредил для бедноты алиментарный фонд (см. Алиментация). К сельскому плебсу принадлежали мелкие землевладельцы и арендаторы частных городских и государственных земель - колоны (см. в ст. Колонат). На них падало основное бремя налогов и повинностей. К несвободнорожденным принадлежали вольноотпущенники (либертины) и рабы. Некоторые либертины, особенно императорские, достигали высокого положения и богатства. Средние их слои занимались ремеслом и торговлей, беднейшие - работали по найму. Часть рабов, имевших пекулий, т. е. обладавших имуществом, фактически стала владельцами средств производства и рабов. Но большинство лишённых средств производства рабов оставалось основным эксплуатируемым классом в сельском хозяйстве и ремесле. Классовая борьба, принимавшая формы пассивного сопротивления, бегства, убийства господ, разбоя, не прекращалась. Среди рабов, свободной бедноты, неполноправных, особенно провинциалов, стало распространяться христианство. Со времён Августа стали издаваться правительственные указы, регулировавшие отношения между рабами и рабовладельцами. В 10 н. э. был издан так называемый Силанианский сенатус-консульт, каравший смертью всех рабов убитого господина, находившихся близ него в момент убийства. Усиливались меры по розыску беглых. Вместе с тем, боясь озлобить рабов и отпущенников, императоры, особенно во 2 в., ограничивали произвол господ и патронов рядом законов. Господам было запрещено убивать рабов, вечно держать в оковах, отдавать в гладиаторы и т.д. Рабов излишне жестоких господ принудительно продавали. Укреплялись права рабов на пекулий. Патронам было запрещено переобременять вольноотпущенников повинностями. Опорой правительства была расположенная в основном на границах армия, численно беспрерывно возраставшая и насчитывавшая к 3 в. около полумиллиона чел. (30 легионов, набиравшихся из свободнорождённых римских граждан, и большое число перегринских вспомогательных пеших и конных частей). Легионеры за 20 лет службы получали земельные наделы, перегрины за 25 лет - землю и римское гражданство. Ветераны освобождались от налогов и причислялись к сословию декурионов, становясь в городах и сёлах проводниками римской политики. Стоявшие в Риме преторианцы, а с середины 1 в. легионеры играли большую роль при выдвижении новых императоров, обычно из популярных военачальников. Внешняя политика определялась отношениями с Парфянским царством, войны с которым в 54-66, 114-117, 163-165 давали перевес то одной, то другой стороне, и с племенами по северной и северно-восточной границам (по Рейну и Дунаю). С постепенным усилением племенных союзов римляне были вынуждены при Адриане (117-138) перейти от агрессии к обороне, создав целый ряд пограничных укреплений (так называемый лимес романус). При Аврелии дунайские племена начали наступление на империю (Маркоманская война 166-180), приостановленное крайним напряжением сил и ценой больших уступок.
"Кризис 3 века" (193-284). Процветание, достигнутое при Антонинах, оказалось недолговечным. В правление Коммода (180-192) и Северов (193-235) начались волнения крестьян, солдатские мятежи, захват провинций наместниками, вторжения соседних племён, упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли, инфляция. Обострились отношения императоров с сенатом. В середине 3 в. при Галлиене от Р. отпали Галлия, Испания и Британия (258), образовавшие так называемую Галльскую империю (258-273), и Пальмира (268). Эти территории были вновь подчинены Р. в 272/273. В 260 римляне понесли тяжёлое поражение в войне с Персией. Племена германцев, сарматов, арабов опустошали пограничные провинции. Причиной упадка в 3 в. был кризис рабовладельческого способа производства. Развитие товарно-денежных отношений, рост денежных налогов и повинностей переобременяли хозяйства владельцев вилл. Поднять соответственно производительность труда рабов не удавалось. Рациональное хозяйство требовало знающих, инициативных работников. Но рабы не хотели трудиться в полную силу, господа же опасались знающих, способных рабов. Рентабельность вилл падала, городские землевладельцы и города беднели. Земли переходили в руки крупных собственников, в имениях которых трудились всё более закабаляемые колоны, обязанные натуральной и отработочной рентой. Основой хозяйственной жизни становились сельские общины и латифундии с преобладанием натурального хозяйства. Ослабевали связи между отдельными областями империи. Провинциальная земельная знать стремилась к независимости, сословие декурионов и армия - к сохранению старых основ империи на базе усиления власти императора. Отсюда мятежи, гражданские войны, частая смена императоров. Септимий Север, ставший императором в результате гражданской войны в 193 после убийства Коммода, укрепил военный и бюрократический аппарат, прибегал к репрессиям по отношению к знати, конфисковывая её земли и наделяя ими солдат и ветеранов; отстранив сенаторов от высших командных должностей, он открыл солдатам широкие возможности к продвижению по службе. На антисенатскую политику Септимия Севера и ряда его преемников знать отвечала мятежами в провинциях, убийством неугодных ей императоров и выдвижением своих ставленников. Только во 2-й половине 3 в. императорам (так называемым иллирийским - в основном выходцам из придунайских иллирийских областей) удалось благодаря военным реформам приостановить наступление соседних народов и вернуть под власть Р. отпавшие провинции, кроме освободившейся между 271-275 Дакии.
Доминат (284-476). Примирение разных групп правящего класса было достигнуто при Диоклетиане (284-305) и Константине I (306-337). Напуганная массовыми народными восстаниями (багаудов, агонистиков и др.) знать временно признала необходимость сильной центральной власти, с помощью которой народные восстания были жестоко разгромлены; бежавшие рабы и колоны возвращены владельцам; колоны из местных жителей и посаженных на землю пленных прикреплены к земле (эдикты 316-332 Константина I). Эти меры, так же как реформы по укреплению монеты, способствовали усилению позиции магнатов и временному восстановлению экономики.
В правление Диоклетиана и Константина I императорская власть была окончательно признана абсолютной и божественной, император - государем и господином (dominus, отсюда "доминат"). Идея святости его власти получила мощную санкцию церкви после признания христианства государственной религией. Сенат утратил всякую роль. Сенаторы превратились в сословие крупных землевладельцев, обычно живших в своих имениях. Правление государством сосредоточилось в императорском совете - консистории и сложнейшем, дорого стоившем военно-бюрократическом аппарате, администрация которых была разделена на ранги с соответственными титулами и жалованием деньгами и натурой. Учитывая центробежные тенденции, сказавшиеся в кризисе 3 в., Диоклетиан в 293 разделил империю на 4 части (тетрархии), подчинённые 4 правителям (двум августам и двум цезарям). Константин I после длительной гражданской войны объединил в 324 империю под своей властью, но сохранил деление её на 4 части (префектуры), состоявшие из 12 диоцезов. После Константина I обычно правили два императора: один - в западной, другой - в восточной половине империи. Окончательно империя разделилась на 2 части при сыновьях Феодосия I (395). При доминате, в целях предотвращения узурпаций, гражданская власть наместников была отделена от военной. Легионы, как мобильные части, были отъединены от пограничной милиции, набиравшейся из военных колонистов и союзников (федератов) соседних племён. Учитывая тенденцию к натурализации хозяйства, Диоклетиан сделал основой налогообложения натуральные поземельные налоги и повинности. За своевременную уплату налогов колонами несли ответственность землевладельцы, податей с городских земель - члены городских советов (курий) - куриалы, наследственно прикрепленные к городам. Торгово-ремесленное население, также наследственно прикрепленное к профессиональным коллегиям, было обязано денежными налогами и поставками на двор и армию. Всё это ускоряло разорение городов и городских слоев, несмотря на попытки ряда императоров, особенно Юлиана Отступника (361-363), приостановить этот процесс. На востоке империи, вследствие меньшего развития рабства, кризис был менее острым, чем на западе. Поэтому Константин I в 330 перенёс столицу на В. в стратегически важный г. Византий (Константинополь). Императоры западной части империи, покинув связанный со старыми традициями г. Рим, жили в Равенне или Медиолане. Достигнутая в начале 4 в. стабилизация оказалась недолговечной. Земельные магнаты, упрочив свои позиции и создав поместный аппарат принуждения (вплоть до вооруженных отрядов), расширяли свои земли и принимали под покровительство (патроциний) крестьян, искавших защиты от произвола властей. Снова усилились их конфликты с правительством, принимавшие форму восстаний провинциальных узурпаторов, некоторые из которых вступали в союз с королями варваров. Закабаляемые и разоряемые колоны и крестьяне восставали (в Нумидии, Галлии, Фракии, Малой Азии и др.), поддерживали варваров в войнах против Р., возобновившихся в 4 в. Нередки были мятежи городского плебса. Общее недовольство сказалось на боеспособности армии. При преемниках Константина I тяжёлые поражения римлянам были нанесены персами, германцами, сарматами. Постепенно солдаты, вербовавшиеся из колонов, крестьян, сыновей ветеранов, стали всё более заменяться наёмниками из германских и сарматских племён, расселявшимися на землях империи. Их командиры с середины 4 в. становятся первыми лицами в государстве, враждуя с придворными из числа римлян. Рядовые солдаты-варвары были ненадёжными воинами. Поселённые на Дунае вестготы, подняв восстание, в союзе с колонами и другими слоями зависимого крестьянства, рабочими рудников нанесли в Адрианопольском сражении 378 сокрушительное поражение армии императора Валента. Восстания местного населения в сочетании с вторжениями варваров всё усиливались. 24 августа 410 король вестготов Аларих Iвзял и разграбил Рим, ворота которого открыли рабы. Хотя потом готы ушли, натиск варваров не прекращался, и под их власть постепенно перешли Британия, Испания, Африка, одна за другой части Галлии (см. карту Великое переселение народов). Императоры стали марионетками в руках ставивших и свергавших их вождей германских дружин. В 476 вождь племени скиров Одоакр сверг последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула. Этот год принято считать конечной датой существования Западной Римской империи. Восточная, под названием Византия, просуществовала ещё около 1000 лет.
Источн.: Избр. латинские надписи по социально-экономической истории Ранней Римской империи, пер. Е. М. Штаерман. "Вестник древней истории", 1955, ? 2; 1956, ? 1-4; Corpus inscriptionum latinarum, v. 1-16, Berolini, 1881-1963: Dittenberger W.; Sylloge inscriptionum Graecarum, 4 ed., Hildesheim, I960; Inscriptiones Graecae ad res Romanas oertinentes, ed. R. Cagnat, v. 1-4, P., 1901-27; Inscriptiones latinae selectae, 2 ed., v. 1-3, ed. Е. H. Dessau, Berolini, 1954-55; Corpus juris civilis, v. 1-2, В., 1915-20; Mitteis L., Wilcken U., Grundzuge und Chrestomathie der Papyruskunde, Bd 1-2, Lpz. - B., 1912.
Авторы - Варрон, Аппиан, Катон, Полибий, Цицерон, Саллюстий, Цезарь, Тит Ливий, Диодор Сицилийский, Страбон, Тацит, Светоний, Плутарх, Плиний Младший, Апулей, Дион Кассий, Геродиан, Аммиан Марцеллин, Евтропий, Орозий, Зосим (см. статьи о них).
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об античности, под ред. и с предисл. С. И. Ковалева, Л., 1932; Маркс К., Формы, предшествующие капиталистическому производству, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., О государстве, Полное собрание соч., 5 изд., т. 39; Виппер Р. Ю., Очерки истории Римской империи, 2 изд., Берлин, 1923; Сергеенко М., Очерки по сельскому хозяйству Древней Италии, М. - Л., 1958; её же, Жизнь Древнего Рима, М. - Л., 1964; Моммзен Т., История Рима, пер. с нем., т. 1-3, 5, М., 1936-49; The Cambridge ancient history, v. 7-12, Camb., 1928-39; Histoireancienne. t. 1-4, P., 1925-38: Pareti L., Storia di Roma e del mondo romano, t. 1-6, Torino, 1952-61: Rostovzeff М., Gesellscha. ft und Wirtschaft im römischen Kaiserreich, neue Aufl., Bd 1-2, Hdlb., 1953; Vogt J., Geschichte, 3 Aufl., H. I, Freiburg, 1955.
Ельницкий Л. А., Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-III вв. до н. э., М., 1964; Немировский А. И., История раннего Рима и Италии, Воронеж, 1962; Altheim F., Italien und Rom, 3 Aufl., Bd 1-2, Arnst. - Lpz., 1944; Bloch R., Les origines de Rome, 3 éd., P., 1958; Gjerstad E., Early Rome, v. 1-2, Lund, 1953-56;
Маяк И. Л., Взаимоотношения Рима и италийцев в III-II вв. до н. э., М., 1971; Мишулин А. В., Спартаковское восстание, М., 1936; Утченко С. Л., Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения республики, М., 1952; его же, Кризис и падение Римской республики, М., 1965; его же, Цицерон и его время, М., 1973; Штаерман Е. М., Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике, М., 1964; Meier Chr., Respublica amissa, Wiesbaden, 1966; Meyer E., Caesars Monarchie und das Principat des Pompejus, 3 Aufl., Stuttg., 1963; Paribeni R., Létà di Cesare e di Augusto, Bologna, 1950; Syме R., The Roman revolution, Oxf., 1939; Vogt L., Struktur der antiken Sklavenkriege, Mainz, 1957.
Машкин Н. А., Принципат Августа, М. - Л., 1949; Бокщанин А. Г., Социальный кризис Римской империи в 1 в. н. э., М., 1954; его же, Парфия и Рим, [ч.] 1-2, М., 1960-66; Ранович А. Б., Восточные провинции Римской империи в I-III вв., М. - Л., 1949; Штаерман Е. М., Трофимова М. К., Рабовладельческие отношения в ранней римской империи, М., 1971; Кузищин В. И., Очерки по истории земледелия Италии 11 в. до н. э. - 1 в. н. э., [М.], 1966; его же, Римское рабовладельческое поместье. II в. до н. э. - 1 в. н. э., [М., 1973]; Albertini Е. L?Empire Romain, 3 éd., P., 1938: Bloch R., Cousin J., Rome et son destin, P., 1960; Chapot V., Le monde romain, P., 1951; Nilsson М. R., lmoerio l Rome, N, Y., 1962; Meyer E., Römischer Staat und Staatsgedanke, 3 Aufl., Stuttg., 1965.
Петрушевский Д. М., Очерки из истории средневекового общества и государства, 5 изд., М., 1922; Ременников А. М., Борьба племен Северного Причерноморья с Римом в III в. н. э., М., 1954; Штаерман Е. М., Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи, М., 1957; Кац А. Л., Проблема падения Римской империи в советской историографии, "Вестник древней истории", 1967, ? 2; AIföldi A., Conflict of ideas in the late Roman empire, N. Y. - Oxf., 1952; Dill S., Roman society in the last century of the Western empire, [2 ed. I. L., 1959; The fall of Rome. Can it be explained?, ed. М. Chambers, N. Y., 1963; Grosse R., Rumische Militargeschichte vom Gallienus bis zu Beginn der byzantinischen Themenverfassung, B., 1920; Mazzarino S., Aspetti sociali del quarto secolo, Roma, 1951; Piganiol A., L?empire chrétien, 325-395, P., 1947; Walbank F. W., Decline of the Roman empire in the west, N. Y., 1946.
? С. Л. Утченко, Е. М. Штаерман.
Воспитание и просвещение. В древнюю эпоху главным очагом воспитания была семья. Подрастающее поколение воспитывалось в духе уважения к верованиям и обычаям предков, беспрекословного подчинения "отцовской власти" (patria potestas). Хороший гражданин у римлян отождествлялся с послушным сыном и дисциплинированным воином. Древнее законодательство предусматривало суровые наказания за нарушение родительской воли; в этом же направлении действовала государственная религия с её обожествлением гражданских и воинских добродетелей (Дисциплины, Согласия, Благочестия и т.д.). Летописи жрецов-понтификов фиксировали образцы соблюдения этих добродетелей и осуждали лиц, нарушавших их. Возникновение элементарных школ - ludi в Р. историк Тит Ливий относит к 5 в. до н. э. Обучались главным образом дети свободных. Обучение было совместным, принимались дети с 7 лет и занимались в течение 4-5 лет. Дома или в школах детей обучали латинскому, греческому языкам, письму, чтению и счёту.
Кризис полисной системы, превращение Р. из города-государства в огромную средиземноморскую державу затронули все стороны римской жизни, в том числе привели к изменению традиционной системы воспитания и просвещения. Возросший государственный аппарат нуждался в образованных людях. Эта потребность сначала удовлетворялась путём подготовки юношей из знатных и состоятельных семей домашними учителями и воспитателями - высокообразованными греками, такими, как греческий историк Полибий, попавший в Р. в качестве заложника. Полибий был воспитателем и наставником в доме Сципионов. В Р. ввозились греческие библиотеки (первая публичная библиотека Лукулла в 1 в. до н. э.), предметы искусства и т.д. Постепенно складывалась новая система школьного образования. Уже в 60-х гг. 2 в. до н. э. в Р. возникли школы повышенного типа: грамматические школы и риторские школы, которые, ввиду того что обучение стоило дорого, были доступны лишь детям знатных и состоятельных римлян. К середине 1 в. до н. э. в Р. насчитывалось около 20 грамматических школ, они получили распространение также в Италии и провинциях. Эти школы давали подростку (обучение проходили дети от 11-12 до 14-15 лет) широкое гуманитарное образование и подготавливали его к деятельности политического и судебного оратора (грамматики руководили литературным образованием своих питомцев, приучая к чтению и разбору греческих и римских авторов). В 1 в. н. э. появились грамматические школы для девочек. Уже с 1 в. в грамматических школах стали меньше преподавать красноречие, обучение которому сосредоточилось в риторских школах - своего рода высших учебных заведениях. В риторских школах обучались подростки и юноши в возрасте от 13-14 до 16-19 лет. Риторская школа давала навыки ораторского искусства. Первые школы были с преподаванием на греческом языке, и обучаться в них могли лишь те, кто в совершенстве знал этот язык. Уже в начале 1 в. до н. э. была основана латинская риторская школа. Эта школа, открывавшая путь к политической карьере относительно широкому кругу лиц, вызвала нападки сторонников сенатской олигархии. В 92 до н. э. был издан эдикт о запрещении латинских риторских школ. Снова эти школы были открыты при Цезаре и получили затем широкое распространение. Учащиеся риторских школ писали сочинения на заданные темы, практиковались в контроверсиях - вымышленных судебных делах, упражнялись в ораторском искусстве. Школы знакомили с правом, философией, историей, поэзией. Концепция риторского образования нашла систематическую разработку в трактатах Цицерона. Теоретик ораторского искусства Квинтилиан оставил довольно подробную программу преподавания в риторской школе. По мере усложнения бюрократического аппарата росла потребность в специально подготовленных юристах-правоведах. Со 2 в. н. э. появились группы правоведов, занимавшихся только обучением лиц, желавших специализироваться в данной области. Эти юристы-учителя согласовывали своё преподавание друг с другом и постепенно образовали более или менее устойчивые группы, получившие название "кафедр" права. По такому же типу оформляются "кафедры" риторики и философии, затем медицины и архитектуры. В этот же период учреждается несколько высших школ ["Атенеум" - высшая школа в Р. по образцу афинской высшей школы; высшая юридическая школа в Бейруте (Сирия); высшая константинопольская школа и др.]. При покровительстве императора Марка Аврелия (2 в.) - "философа на троне" - получила дальнейшее развитие высшая школа в Афинах, собиравшая студентов из разных частей империи. Студенты организовывались в "хоры" - землячества, каждое из которых примыкало к тому или иному учителю (профессору). На почве соперничества между землячествами и материальных невзгод возникали студенческие беспорядки, в которых участвовали и городские низы. Высшие школы получили распространение и в западных провинциях Римской империи, становясь центрами образованности и романизации.
В период республики обучение было частным и государство в него не вмешивалось, однако в период империи государство поставило образование под свой контроль. Учителя стали государственными служащими, получали жалованье. Император Антонин Пий (2 в.) установил число риторов и грамматиков, полагавшихся каждому городу в зависимости от числа жителей, а для учителей - ряд льгот и привилегий. Содержались школы в Италии и провинциях на средства муниципиев. С 362 при императоре Юлиане Отступнике все кандидатуры преподавателей подлежали утверждению императором. Учащиеся также оказались под контролем императорской власти (эдикт 370).
Лит.: Гордиевич О., Высшее образование в Риме во времена императоров, К., 1894: Мелихов В. А., Очерк воспитания и обучения в Древнем Риме, ч. 1, Хар., 1913; Цветаев И., Из жизни высших школ римской империи, М., 1902; Сергеенко М. Е., Жизнь древнего Рима, М. - Л., 1964; Blümner Н., Die römischen Privat-altertümer, Münch., 1911; Gwynn A., Roman education from Cicero to Quintilian, Oxf., 1926; Marrou Н. - 1., Histoire de l'education dans l'antiquité, P., 1965; Kahrstedt U., Kulturgeschichte der romischen Kaiserzeit, 2 Aufl., Bern, 1958.
? А. И. Немировский.
Древнеримская культура
Древнеримская культура - первоначально культура римской общины, города-государства (полиса) - прошла сложный путь развития, расширяя границы распространения по мере превращения Р. в огромную средиземноморскую державу, включавшую и такие традиционно греческие научные и культурные центры, как Афины, Александрия, Пергам и др., изменяя свой характер под влиянием этрусской, греческой, эллинистической культур.
Религия и мифология. Религия римлян древнейшего времени основывалась главным образом на представлении о внутренних силах, присущих отдельным предметам и людям, и на вере в духов (обычно воспринимавшихся как множественность, из которой затем иногда выделялось одно божество) - хранителей и покровителей мест, действий, состояний. К ним относились гении, пенаты, хранительница домашнего очага и неугасимого огня города Веста, которой служили девы-весталки, лары (покровители усадьбы и её свободного и несвободного населения), духи умерших - благодетельные маны и злые лемуры, а также божества гор, источников, лесов и отдельных деревьев (например, священной смоковницы, росшей на месте народных собрания), божества, ведавшие всеми этапами роста и созревания растений (в первую очередь зерновых) и людей, например первым криком и первым шагом ребёнка и т.п. Эти духи и божества были первоначально неантропоморфны и безличны, впоследствии, под влиянием этрусской и греческой религий, им был придан человеческий облик. Неопределёнен был их пол, поэтому нередко они именовались и в мужском и в женском роде, например божества ворот, дверей и всякого начала Янус и Яна, лесные божества Фавн и Фавна, пастушеское божество Палес. Некоторые божества обозначались описательно (например, Добрая богиня). Жертвоприношения и религиозные церемонии отправлялись или отдельными семьями-фамилиями (раньше, видимо, родами) в честь их особых божеств, их ларов, хранителей их территориальных границ - терминов (праздник терминалий), духов умерших родственников (праздник паренталии), или частью граждан (например, фордицидии - жертвоприношение коров для умножения плодородия земли, совершавшееся по куриям; компиталии, справлявшиеся на границах соседних усадеб жителями в честь ларов; паганалии, праздновавшиеся сельскими общинами-пагами), или всем народом [например, амбурбии и амбарвалии - очищение (люстрация) границ города и его полей; авгурии, имевшие целью увеличить плодородие земли; робигалии - для охраны злаков от болезней; луперкалии - для защиты стад от волков и др.]. Некоторые празднества, например парилии в честь Палес, были и частными и государственными.
На эту примитивную религию рано стали оказывать влияние верования соседних италийских племён, особенно этрусков. От последних были заимствованы бог Сатурн, возможно, лесной бог Сильван и так называемая небесная патрицианская троица (Юпитер, первоначально бог погоды, затем верховный бог римского государства, Юнона и Минерва), которой был выстроен храм на Капитолии; отсюда её название капитолийская триада. Ей была противопоставлена плебейская троица: Церера (богиня злаков), Либер (бог виноградников) и Либера; в честь этой троицы в 493 до н. э. был выстроен храм, ставший центром плебеев. После уравнения в правах патрициев и плебеев эти боги стали общегосударственными. От этрусков были заимствованы также гадания (по полёту птиц, удару молнии, печени жертвенных животных), осуществлявшиеся жрецами авгурами и гаруспиками. Обычай строить храмы был также привнесён этрусками. До знакомства с ним римляне почитали своих богов в рощах, на горах, на открытых местах, где ставились алтари. По некоторым предположениям, у этрусков была заимствована не получившая потом развития мифология, связанная с эпосом о борьбе этрусских и римских героев. Через Этрурию пришла в Р. легенда о странствованиях троянского героя Энея - предка основателей Р. - Ромула и Рема. В дальнейшем мифология римлян в основном была связана именно с легендами об Энее, Ромуле и сменивших Ромула царях. Общеиталийскими, почитавшимися также в Р. божествами были Марс, Диана, Фортуна, Венера, богиня земли Ферония, в храме которой освобождали рабов, и др. Древнейшими римскими жреческими коллегиями были луперки, салии, арвальские братья, фециалы (ведавшие вопросами войны и мира), а также фламины (жрецы) Юпитера, Марса, Квирина и других богов. В царский период верховным жрецом был царь, затем надзор за культом осуществлялся коллегией понтификов во главе с верховным понтификом. Некоторые боги особенно почитались лицами одного сословия или одной профессии. Так, всадники чтили Нептуна, Кастора и Поллукса, ремесленники - Минерву, торговцы - Меркурия (храм его был выстроен в 495 до н. э.). Рабы больше всего почитали Диану, Фортуну и ларов, на алтаре которых искали защиты от гнева господ, а также Феронию. По мере сближения с греческим миром в государственный пантеон стали включаться и греческие боги [например, бог врачевания Эскулап, Аполлон и приобретший вскоре широкую популярность Геркулес (Геракл)]. Римские боги отождествлялись с греческими, изображались по греческим образцам, к ним приурочивались сказания греческой мифологии. Проникли в Р. и греческие формы культа, торжественные жертвоприношения, шествия, устраивавшиеся во время празднеств, зрелища-игры. В 4 и особенно в 3 вв. до н. э. также под греческим влиянием распространился культ обожествленных добродетелей: Согласия, Мужества, Свободы, Чести, Стойкости, Верности, в честь которых воздвигались храмы, сооружались статуи. В 3 в. до н. э. были введены устраивавшиеся раз в сто лет секулярные игры в честь подземных богов и ежегодно справлявшиеся сатурналии. Не признанные государством культы запрещались (например, в 186 до н. э. были жестоко репрессированы почитатели бога Вакха, участники вакханалий). Однако по мере усложнения жизни и ослабления многих старых связей росла потребность в менее формализованной религии, укреплялась вера в бессмертие души. Всё это способствовало в конце 2-1 вв. до н. э. проникновению восточных культов Исиды, Осириса, Кибелы, с которыми римские солдаты и торговцы знакомились в эллинистических странах. В связи с бедствиями, вызываемыми гражданскими войнами 1 в. до н. э., распространились различные пророчества, вера в возвращение "золотого века", астрология, магия. Одновременно под воздействием греческой философии слабела вера в исконных римских богов, религии стали даваться рационалистические объяснения, старые обряды забывались. Став властителем империи, Август (конец 1 в. до н. э. - 1 в. н. э.) провозгласил "возвращение к нравам предков" и старался реставрировать старую римскую религию и культ. Однако всё большее влияние на неё стал оказывать возникший с началом принципата обязательный для всех граждан культ гения правящего императора и умерших обожествлённых императоров. Он сочетался с культом особенно чтимых императорами богов, именовавшихся Августами, императорских побед и добродетелей - Мужества, Справедливости, Снисходительности, Щедрости - и якобы воцарившегося в их правление "золотого века". Страдавшие от тяжёлого гнёта рабы и беднота противопоставляли официальным божествам своих, не входивших в государственный пантеон богов - Сильвана, Приапа, Пана, близких трудящемуся человеку и вместе с тем всемогущих творцов космоса. Росло число приверженцев восточных богов, культ которых связывался с надеждой на бессмертие души и на приход некоего спасителя (мистерии Митры, Диониса, Исиды и др.), обещавший верующим и посвященным в мистерии загробное блаженство. Римская религия постепенно приходила в упадок. В широких массах всё более распространялось христианство. В конце 4 в. н. э. император Феодосий I запретил отправление языческих обрядов, и римская религия перестала существовать.
Философия. Римская философия развивалась под определяющим влиянием греческой философии эпохи эллинизма, переняв её понятийный аппарат, терминологию и важнейшие направления; она обобщила специфический социальный опыт Р. Начальный этап римской философии связан с кризисом полисной идеологии, освобождением мысли от подчинения религии и мифологии; этот период можно назвать просветительским, или периодом секуляризации (3-1 вв. до н. э.). Почти официальной доктриной римского государства стал стоицизм с его требованиями освободить личность от всякой зависимости, с его материализмом, провиденциализмом и фатализмом (кружок Сципиона Младшего, ученика греческого стоика Панеция; существовал во 2-й половине 2 в. до н. э.). Прагматически ориентированный эклектизм на основе скептического платонизма Академии платоновской был представлен Цицероном. Материалистическое учение эпикуреизма было изложено Лукрецием в его поэме "О природе вещей". Скептицизм, равно как и эклектизм, имели в Р. таких приверженцев, как Варрон, представители школы Секстиев. Многие шли от эпикурейства к стоицизму, как, например, поэты Вергилий и Гораций.
Обожествление государственной власти и культ императора, связанные с концом республики и становлением империи (1 в. до н. э. - 1 в. н. э.), явились началом сакрализации философии, т. е. подчинения её религии. В 1 в. до н. э. представитель греческой Средней Стои Посидоний реформировал стоицизм в платоническом направлении, в результате чего появилось целое течение стоического платонизма, или Средняя Стоя в её более позднем виде, получившая в Р. огромное распространение. Крупнейшие представители римского стоицизма - Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Стоицизм этого времени легко объединялся с научными астрономическими исследованиями (Манилий, Германик) и с аллегорическими мифологическими толкованиями (Корнут), и с поэтическим творчеством (ученики Корнута - Персии и Лукан), историографией (Тацит) и доходил до проповеди честной простоты нравов, как, например, у Колумеллы. Чисто практическое направление стоицизма представляли Катон Младший (Утический), Пет Тразея и Гельвидий Приск.
2-3 вв. - период развитой сакрализации философии. Платонизм начал решительную борьбу со стоицизмом, используя при этом Аристотеля (его концепциями заменялся материализм древних стоиков), а также пифагореизм, вместе с которым вводились в философию не только мистические числовые операции, но также интенсивная религиозная практика. Теперь учились уже не у стоиков, но у пифагорействующих платоников типа Плутарха, с традицией которого связан Апулей из Мадавры. К платоникам относятся известный критик христианства Цельс, Север - комментатор "Тимея" Платона, и грамматик Цензорин.
3-4 вв. - кульминация сакрализованной философии, господство неоплатонизма, в котором на абсолютной идеалистической основе восторжествовал синтез универсализма и субъективизма. Основатель неоплатонизма греческий философ Плотин жил и работал в Р., так что начальная стадия неоплатонизма носит название римского неоплатонизма; традиции его затем продолжил христианский философ Августин. Философы 4-5 вв. больше переводили греков на латинский язык, комментировали Платона и Аристотеля и занимались собиранием историко-философских и историко-религиозных материалов, чем выработкой собственных концепций. К ним относятся Халкидий, Марий Викторин, Макробий. Сакрализованная римская философия оказалась настолько сильной, что пережила падение Римской империи и греко-римского язычества. Она легла в основу теократической идеологии средних веков, в тех или других формах не раз выступала и в новое время, когда римские мыслители Лукреций, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, Апулей становились властителями дум иногда не меньше, чем Платон и Аристотель.
Естественнонаучные взгляды. Памятники латинской научной литературы эпохи Римской республики крайне немногочисленны. В 1 в. до н. э., когда весь Балканский полуостров и страны Малой Азии оказались под властью Р., резко усилилось греческое культурное влияние. В 88 до н. э. диктатор Сулла вывез в Р. библиотеку афинского собирателя книг Апелликона, в которой был обнаружен свод сочинений Аристотеля. Это стимулировало возрождение интереса к философским и естественнонаучным воззрениям Аристотеля и его школы; живший в Р. грамматик Тираннион и глава перипатетической школы Андроник Родосский придали сочинения Аристотеля тот вид, в котором они в дальнейшем усиленно изучались и комментировались.
Пережив в 1 в. до н. э. - 1 в. н. э. спад, астрономия и математика, прославившие александрийскую научную школу (см. в ст. Эллинистическая культура), в конце 1 в. вновь испытали подъём. К концу 1 в. относится деятельность древнегреческого астронома и математика Менелая Александрийского, проводившего систематические наблюдения небесных светил и написавшего книгу по сферической геометрии и тригонометрии. В знаменитом "Альмагесте" Птолемея (2 в. н. э.) была изложена законченная геоцентрическая система мира. Большой популярностью пользовалась пришедшая с Востока астрология, которой занимались и крупнейшие астрономы ("Четырёхкнижие" Птолемея). Диофант написал (предположительно в 3 в.) "Арифметику". В 3-4 вв. выделялись Папп Александрийский, который составил "Математический сборник", содержавший сведения о математике предшествующих эпох, а также Теон, отец знаменитой Гипатии, гибель которой в 415 символизировала конец александрийской научной школы. В 5 в. математическая мысль ещё теплилась в Афинах, где жили неоплатоник Прокл, написавший комментарий к "Началам" Евклида, и Евтокий - комментатор Архимеда и Аполлония. В трудах Герона Александрийского (1 в.) изложены достижения античного мира по прикладной механике. Им написаны также сочинения по геометрической оптике, которая получила развитие в работах Птолемея.
Математика и механика у самих римлян носили узкоприкладной характер и сводились к правилам грубо приближённых вычислений, нужных для практических целей. Римская нумерация (возникла в 5 в. до н. э.) не способствовала развитию арифметики и вынуждала пользоваться счётными досками и камешками (отсюда "калькуляция" - от лат. calculi - камешки). Астрономическая литература на латинском языке крайне скудна и малооригинальна (Гигин, 1 в. до н. э.; Манилий, 1 в. до н. э.; приписываемая Цезарю и не дошедшая до нас поэма "О звёздах", и др.); в Р. получила распространение астрологическая литература (Матерн, 4 в.). В 46 до н. э. Цезарем была проведена реформа календаря.
В области естественных наук у римлян разрабатывались главным образом прикладные дисциплины. Наиболее своеобразные памятники римской научно-технической литературы - сочинения по сельскому хозяйству (Катона Старшего, 2 в. до н. э.; Варрона, 1 в. до н. э.; Колумеллы, 1 в. н. э.: Палладия, 4 в., а также сохранившийся в отрывках трактат о ветеринарном искусстве Гаргилия Марциала, 3 в.). Большое число трудов римских авторов посвящено архитектуре, строительному делу, гидротехнике, военной технике. В конце 1 в. до н. э. Витрувий написал "Десять книг об архитектуре". Описание римских водопроводов содержится в сочинениях землемера и гидротехника 1 в. н. э. Секста Юлия Фронтина. В "Записках о Галльской войне" Цезаря дано детальное описание свайного моста, построенного по его приказу при переходе через Рейн. Потребности военного дела, а также основание новых колоний и раздача земельных наделов обусловили появление работ римских агрименсоров (землемеров); расцвет этой литературы приходится на 1-2 вв. Богатый военно-технический опыт римлян отражён в сочинениях писателя Вегеция (конец 4 в.), в котором были изложены многие технические вопросы, связанные с разбивкой лагерей, строительством крепостей и т.д.
Описательное естествознание в эпоху поздней античности развивалось неравномерно. Ни один из трудов по зоологии не вносил существенно нового по сравнению с "Историей животных" Аристотеля, зато ботаника, являвшаяся основой фармакологии, обнаружила значительный прогресс. Наибольшей славой в древности и в средние века пользовалось ботанико-фармакологическое сочинение Диоскорида из Киликии, в котором описано 600 лекарственных растений. Успехов достигла медицина - Асклепиад из Вифинии (1 в.), Соран Эфесский (2 в.), Архиген Сирийский (2 в.), Орибасий Пергамский (4 в.) и др. Достижения античной медицины синтезированы в трудах Галена, который был не только врачом-практиком, но и величайшим анатомом и физиологом. Из латинских сочинений по медицине до нас дошла небольшая книга Авла Корнелия Цельса (1 в.), написанная на основе греческого труда. В книге Цензорина "О дне рождения" (3 в.) эмбриологический материал переплетается с астрологическими данными; фармакологическое сочинение Скрибония Ларга (1-я половина 1 в.) "Compositiones" содержит первое в истории упоминание о приготовлении опиума.
Представителями естествознания в широком смысле слова были Сенека и Плиний Старший. До нас дошли 7 книг "Естественнонаучных вопросов" Сенеки, в которых обсуждались метеорологические и другие явления природы (например, землетрясения); эти книги мало оригинальны, но по каждому вопросу сообщают мнения более древних авторов. Грандиозной коллекцией раритетов и занимательных сведений является "Естественная история" Плиния - капитальный труд в 37 книгах, значительная часть которых посвящена описанию животного мира разных стран.
Характерные черты римской науки - изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме (поэмы Лукреция и Манилия, "Георгики" Вергилия, астрономические и географические поэм

Смотрите также: