Большая советская энциклопедия

Северного бассейна речные порты

Северного бассейна речные порты, основные воднотранспортные узлы северной части Европейской территории СССР, через которые организуются перевозки грузов и пассажиров по рр. Печора, Северная Двина, Сухона и притокам, связывающим промышленные и с.-х. районы Коми АССР, Архангельской и Вологодской областей РСФСР. Продолжительность эксплуатационного периода на Печоре до 165 дней, Северной Двине 185, Сухоне 192 дня. Всего в бассейне (1974) 598 портов, пристаней и остановочных пунктов министерства речного флота РСФСР (МРФ) и около 119 причалов промышленных предприятий. В 1973 выполнено 69% общего объёма погрузочно-разгрузочных работ на причалах системы МРФ (из них более 96% механизированным способом); на погрузочно-разгрузочных работах использовалось 6,5% парка перегрузочных машин МРФ.

Основные порты на р. Печоре - Печора, Нарьян-Мар; на Северной Двине - Котлас, Архангельск; на р. Вологде (притоке Сухоны) - Вологда.

Печорский речной порт (основан в 1942) на правом берегу р. Печоры в черте города у пересечения с железной дорогой. Принимает лес в плотах (выгружает на причалы промышленных предприятий), минерально-строительные грузы, продукты животноводства; отправляет поступающие с железной дороги каменный уголь, оборудование, промышленные товары, с.-х. машины, нефтепродукты наливом.

Нарьян-Мар, порт министерства морского флота СССР (основан в 1933) в устье Печоры, принимает с речных судов каменный уголь, лес (в плотах и в судах); отправляет промышленные и продовольственные грузы, поступающие с морских судов.
Котласский речной порт (основан в 1944) у пересечения Северной Двины с железной дорогой; его грузовые причалы - на левом берегу р. Вычегды. Пассажирский участок в черте города. Производит перевалку каменного угля, круглого леса, поступающих с железной дороги, на воду; отправляет вниз по течению лес в плотах и в судах.
Архангельский речной порт (основан в 1961) в устье Северной Двины; пассажирский участок на правом берегу в черте города. Участок левого берега связан подъездным путём с железной дорогой. Принимает каменный уголь, лес (в плотах и в судах); отправляет морем круглый лес (в судах), выгружаемый из плотов.
Вологодский речной порт на левом берегу р. Вологды, в 32 км от её впадения в р. Сухону; реорганизован из пристани (1961), связан с ж.-д. магистралью. Получает лес (в судах), минерально-строительные грузы, с.-х. продукты для перевалки на железную дорогу; отправляет промышленные и продовольственные грузы, с.-х. оборудование, нефтепродукты.
? В. Н. Масляков.

Смотрите также: