Большая советская энциклопедия

Советы депутатов трудящихся

Советы депутатов трудящихся, Советы, в СССР выборные представительные органы государственной власти. Согласно Конституции СССР (ст. 3) «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся». Все другие органы советского государства получают свои полномочия либо непосредственно, либо в конечном счёте от Советов. Советы депутатов трудящихся служат «основой социалистического государства и наиболее полным воплощением его демократического характера...» (Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 77).

  В. И. Ленин выдвинул С. как новую политическую форму организации трудящихся масс в борьбе за пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата, наиболее прогрессивно-демократическую в условиях России для организации политической власти рабочего класса и всех трудящихся в центре и на местах, раскрыл и научно обосновал классовую сущность С., характеризовал их как основу нового, социалистического типа государства, обеспечивающего полновластие трудящихся.

  С. возникли в результате революционного творчества масс в Революции 1905—07 в России как органы руководства стачечной борьбой рабочих и были зачаточными органами новой, революционной власти — революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. Некоторые С. в период высшего подъёма революции становились органами руководства вооруженным восстанием. Одним из первых С. был Совет уполномоченных, созданный рабочими во время Иваново-Вознесенской стачки (май 1905). Осенью 1905 С. рабочих депутатов возникли во многих городах и рабочих посёлках. В Москве наряду с С. рабочих был организован С. солдатских депутатов; в Чите созданы С. солдатских и казачьих депутатов, в Севастополе — С. матросских, солдатских и рабочих депутатов. В некоторых сельских местностях возникли С. крестьянских депутатов (Тверская губерния) и крестьянские комитеты (особенно в Латвии и Грузии), выполнявшие роль С. В Петербургском С. рабочих депутатов в середине ноября 1905 насчитывалось 562 депутата. В Петербургский С. вошли представители большевиков, эсеров, меньшевиков. Мелкобуржуазным партиям удалось занять руководящее положение в нём; они рассматривали С. не как боевые революционные организации масс, а как органы местного самоуправления, вследствие этого Петербургский С. не стал органом вооруженного восстания. В Московском С. рабочих депутатов ведущую роль играли большевики: этот С. возглавил рабочих Москвы, борьба которых положила начало Декабрьским вооружённым восстаниям. Из 62 С., возникших в ходе революции, 47 возглавлялись и находились под влиянием большевиков, 10 — были меньшевистскими, 1 — эсеровским. Большевики составляли руководящее ядро в Иваново-Вознесенском, Костромском, Екатеринбургском, Самарском, Читинском, Красноярском, Мотовилихинском (около Перми) и др. С., руководимые большевиками, действовали как революционная власть. С поражением Революции 1905—07 С. прекратили своё существование.

  Опыт С. 1905—07 сыграл огромную роль в Февральской буржуазно-демократической революции 1917 и Великой Октябрьской социалистической революции. В ходе Февраля революции 1917 созданные повсеместно С. явились органами революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В отличие от 1905, как правило, создавались единые С. рабочих и солдатских депутатов. Возникли и С. крестьянских депутатов (губернские, уездные, волостные). На фронтах функции С. выполняли полковые, дивизионные, корпусные, армейские, фронтовые и др. комитеты (см. Солдатские комитеты). В Средней Азии летом 1917 стали создаваться выступавшие в тесной связи с С. рабочих и солдатских депутатов С. мусульманских рабочих депутатов, представлявшие пролетариат, городскую бедноту, ремесленников коренных национальностей.

  В марте 1917 только в губерниях, уездных городах и промышленных центрах существовало около 600 С. рабочих и солдатских депутатов. Всего накануне Октябрьской революции действовало 1429 С. рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, 33 С. солдатских депутатов, 455 С. крестьянских депутатов. Депутаты избирались на общих собраниях рабочих на предприятиях, солдат — в воинских частях, волостные и сельские С. — на сходках крестьян. Первым был создан Петроградский С. рабочих и солдатских депутатов (27 февраля), выполнявший фактически роль Всероссийского С. Как и в подавляющем большинстве С. страны, руководство в нём захватили меньшевики и эсеры. Большевистская партия была ослаблена жестоким полицейским террором. Меньшевики же и эсеры, стоявшие на позициях «оборончества», находились в сравнительно благоприятных условиях. Изменения, происшедшие в составе рабочего класса (взамен мобилизованных на фронт кадровых рабочих на производство пришли крестьяне и мелкая буржуазия), активизация мелкобуржуазных слоев населения способствовали усилению влияния на массы эсеров и меньшевиков. На составе Советов сказался порядок их образования: крупные заводы избирали по одному депутату на тысячу рабочих, мелкие — по одному депутату от предприятия. С. сразу же начинали действовать как власть трудящихся наряду с буржуазным Временным правительством и вопреки ему. Ленин в «Апрельских тезисах» сформулировал вывод о необходимости создания в России республики С. как государственной формы диктатуры пролетариата и выдвинул лозунг «Вся власть Советам!».

  С февраля по октябрь 1917 С. в своём развитии прошли 3 этапа. Первый этап (февраль — июль) характеризовался двоевластием, возможностью мирного перехода всей власти в руки С. Но эсеро-меньшевистские руководители С. в Июльские дни 1917 добровольно передали власть буржуазии, считая, что революция в России не может выйти за рамки буржуазной; они рассматривали С. как временные организации, нужные только до созыва Учредительного собрания. Большевики, ведя огромную политическую работу в массах, разоблачая предательство соглашателей, ставили задачу завоевать в С. большинство, установить единовластие С. Второй этап — после Июльского кризиса, когда вся власть перешла в руки буржуазии, двоевластие окончилось. Мирный переход власти к С. стал невозможен, т.к. С. превратились в придаток буржуазного Временного правительства. Шестой съезд РСДРП (б) по предложению Ленина временно снял лозунг «Вся власть Советам!» и нацелил партию и рабочий класс на подготовку вооруженного восстания против Временного правительства. Третий этап — от разгрома корниловского мятежа (в сентябре) до победы Октября революции. Революционный подъём в период борьбы с корниловщиной ускорил процесс большевизации С., трудящиеся стали заменять в С. дискредитировавших себя эсеров и меньшевиков большевиками. 31 августа (13 сентября) Петроградский С., 5(18) сентября Московский С. приняли большевистские резолюции о власти. На местах начались перевыборы С., в ходе которых большевики завоевали в С. большинство. Партия вновь выдвинула лозунг «Вся власть Советам! », который теперь означал переход власти к большевистским С. путём вооруженного восстания и установления диктатуры пролетариата.

  С победой Октября революции ленинская идея республики С. была претворена в жизнь. Решением Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов вся власть в стране перешла к С. рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, ставших политической основой социалистического государства рабочих и крестьян и действующих под руководством Коммунистической партии. Сов. республика явилась государственной формой диктатуры пролетариата, формой социалистической государственности, высшим типом демократии.

  С. рабочих и солдатских депутатов стали властью в городах, а С. крестьянских депутатов — на селе. Большевизация С. в деревне проходила медленнее, чем в городах. Осенью 1917 большинство С. крестьянских депутатов находилось под влиянием эсеров. Это определило состав Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов [10 ноября — 25 ноября (23 ноября — 8 декабря)] и Второго Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов [26 ноября — 10 декабря (9—23 декабря)]. Но большевики, поддержанные левыми эсерами, добились признания этими съездами всех декретов Сов. власти и необходимости объединения С. рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Слияние Центральных исполнительных комитетов С. крестьянских депутатов и С. рабочих и солдатских депутатов, а затем слияние в январе 1918 Третьего Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов с Третьим Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов ускорило процесс объединения С. на местах: к марту 1918 он в основном завершился. Возникла единая система С., в которой нашёл организационное оформление высший принцип диктатуры пролетариата — союз рабочего класса и крестьянства. После принятия 15(28) января 1918 декрета о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии С. стали называться Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

  Система С. впервые была закреплена в Конституции РСФСР 1918 (см. Конституции советские), принятой Пятым Всероссийским съездом Советов. Эта система включала Всероссийский съезд Советов, областные, губернские, уездные и волостные съезды С. и С. городов, посёлков, сёл, деревень (см. Съезды Советов), а в период между съездами — ВЦИК РСФСР — исполкомы С. Правом избирать и быть избранным пользовались независимо от вероисповедания, национальности, оседлости все граждане РСФСР, достигшие 18 лет и занимавшиеся общественно полезным трудом, солдаты, матросы. Лишение избирательных прав было вызвано упорной борьбой врагов Сов. власти. Лишались избирательных прав лица, использовавшие наёмный труд с целью извлечения прибыли, жившие на нетрудовой доход, частные торговцы, монахи, священнослужители, служащие и агенты бывшей полиции, жандармерии и охранных отделений, члены царствовавшего в России дома, а также умалишённые, душевнобольные, состоявшие под опекой, и осуждённые за корыстные и иные порочащие преступления (см. Конституция РСФСР, 1918, ст. 65).

  Коммунистическая партия руководила деятельностью С. через партийные фракции, создававшиеся Во всех сов. органах. «Свои решения, — указывалось в резолюции Восьмого съезда РКП (б), — партия должна проводить через советские органы, в рамках Советской конституции. Партия старается руководить деятельностью Советов, но не заменять их» («КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 2, 1970, с. 77).

  Развитие системы С. шло в тесной связи с национальным государственным строительством. С образованием в РСФСР автономных республик и областей их местные С. объединялись съездами С. автономий. В суверенных советских республиках (Украина, Белоруссия и др.) высшим звеном системы С. явились республиканские съезды С., избиравшие ЦИК республик. Через систему С. национальных республик и областей обеспечивалось прямое и широкое участие трудовых масс всех национальностей в государственном управлении.

  С. стали примером для трудящихся зарубежных стран. В ходе революционного подъёма, начавшегося в Западной Европе под влиянием Октябрьской революции, рабочие Венгрии, Германии, Австрии, Чехословакии стали создавать организации по типу С. В конце 20-х гг. возникли Советы в Китае. Ленин отмечал, что международное значение С. не предполагает точное их копирование в др. странах — «Советский тип, еще не Советы, как они существуют в России, но советский тип становится международным» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 159).

  С образованием в 1922 Союза ССР в системе С. произошли изменения, отразившие структуру многонационального союзного государства и закрепленные в Конституции СССР 1924 и конституциях союзных республик. Верховным органом государственной власти стал Всесоюзный съезд Советов, в период между съездами высшим органом власти являлся Центральный исполнительный комитет СССР. Верховными органами власти в союзных и автономных республиках были съезды Советов (в период между съездами — избиравшиеся ими ЦИК), местными органами власти — краевые, областные, губернские, окружные, уездные, районные и волостные съезды С. (в период между ними — их исполкомы). Народы СССР (большинство впервые в истории) создали свою национальную государственность на основе С. В связи с изменением административно-территориального деления осуществилась перестройка советских органов.

  Советы вовлекали в государственную и общественную работу широкие массы. Рост политической активности трудящихся наглядно проявлялся при проведении выборов в Советы. В процессе ликвидации частнохозяйственного сектора и дальнейшей демократизации избирательной системы в 30-х гг. резко уменьшилось количество лиц, лишённых избирательного права; в 1923 в городах было 8,2% лишённых прав, в 1934 — 2,4%.

  Е. Г. Гимпельсон.

  Конституция СССР 1936, принятая Чрезвычайным восьмым съездом Советов СССР, отразила социальные и экономические изменения, произошедшие в стране в результате социалистического строительства после принятия Конституции СССР 1924. Конституция СССР 1936 закрепила новую систему органов государственной власти в центре и на местах, преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся, что отразило морально-политическое единство советского общества, состоявшего из двух дружественных классов — рабочего класса и колхозного крестьянства — и трудовой интеллигенции. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов в СССР все ограничения в избирательных правах были отменены, были введены всеобщие, равные и прямые выборы при тайном голосовании. Все звенья С. избираются непосредственно избирателями по норме представительства, установленной Конституцией и Положением о выборах в Советы.

  С. по своей сущности — глубоко интернациональные государственные организации, сочетающие общие интересы советского народа в целом с национальными специфическими интересами больших и малых наций и народностей. С. отражают социалистический демократизм советской государственной системы прежде всего тем, что все они снизу доверху избираются на основе последовательно демократического избирательного права, включающего гарантированное Конституцией право избирателей отзывать депутатов, не оправдавших их доверия. Все звенья С. избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании: Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных и автономных республик — на 4 года, местные Советы — на 2 года. Предусматривается также обязанность С. в целом, их депутатов и исполкомов систематически отчитываться перед населением в своей работе. Такая регулярная отчётность — один из показателей связи С. с трудящимися и усиления контроля с их стороны над деятельностью С. Демократизм С. проявляется и в формах их работы: подготовка к проведению сессий, контроль за осуществлением принятых решений, деятельность постоянных комиссий С., депутатских Советов и групп и т.п.

  С. образуют единую систему, низовым звеном которой являются сельские и поселковые С., высшим — Верховный Совет СССР. Правовое положение отдельных звеньев С., объём и содержание их полномочий различны. Верховный Совет СССР — высший представительский орган всего советского народа и единственный законодательный орган Союза ССР. Верховные Советы союзных и автономных республик — высшие органы государственной власти этих республик, они осуществляют всю полноту власти соответственно на своей территории. Местные С. — органы государственной власти на территории административно-территориальных единиц (краев, областей, автономных областей, округов, районов, городов, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов), они руководят культурно-политическим и хозяйственным строительством, устанавливают местный бюджет, руководят деятельностью подчинённых им органов управления, обеспечивают охрану государственного и общественного порядка, содействуют усилению обороноспособности, обеспечивают соблюдение законов и охрану прав граждан. Конкретные полномочия каждого звена системы местных С. более подробно определены Указами Президиума Верховного Совета СССР, специальными законами, принятыми союзными и автономными республиками: Указы Президиума Верховного Совета СССР «Об основных правах и об основных обязанностях сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся» (1968), «Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов депутатов трудящихся» (1971), «Об основных правах и обязанностях районных советов депутатов трудящихся» (1971), Закон СССР о статусе депутатов Советов депутатов трудящихся в СССР (1971), а также изданные на их основе законы союзных и автономных республик. Все эти нормативные акты предусматривают совершенствование форм организаторской работы С., расширение их полномочий (например, в ведение районных и городских С. передаются предприятия и учреждения, обслуживающие население преимущественно данного района). Свою деятельность местные С. осуществляют в установленных законом организационных формах, основная из них — сессия Совета (общее собрание депутатов, созываемое исполнительными и распорядительными органами С. в сроки и в порядке, установленном законом). На сессиях рассматриваются и решаются все вопросы, отнесённые законом к полномочиям данного С. и прежде всего к его исключительной компетенции: признание полномочий депутатов, избрание исполкома и изменение его состава, образование административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, наблюдательных комиссий и др., утверждение бюджета Совета и отчёта о его исполнении и др. Сессии С. созываются исполкомами не реже 4 раз в год (для областных, краевых и городских С. городов, имеющих районное деление); для районных, городских (в городах без районного деления), районных в городах, сельских и поселковых С. — не реже 6 раз в год. Внеочередные сессии С. могут быть созваны их исполнительными органами по собственной инициативе, по требованию 1/3 депутатов, а также по предложению вышестоящих С. Сессия считается правомочной, если на ней присутствует не менее 2/3 депутатов соответствующего С.: решения принимаются простым большинством голосов присутствующих депутатов.

  Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению С., и активного содействия осуществлению его решений С. образуют на срок своих полномочий постоянные комиссии из числа депутатов. В их задачи входит разработка предложений для рассмотрения С. и его исполкомом; подготовка заключений по вопросам, внесённым на рассмотрение Совета и его исполкома; контроль за деятельностью отделов и управлений исполкома, предприятий, учреждений и организаций по проведению в жизнь решений С. и вышестоящих государственных органов, по соблюдению советского законодательства, содействие в организации и проверка выполнения наказов избирателей и т.п. Вопрос о том, какие комиссии образуются при том или ином С., решается самим С. Например, в РСФСР районный С. образует комиссии: мандатную, планово-бюджетную, по социалистической законности и охране общественного порядка, по делам молодёжи, а также — с учётом местных условий — комиссии по отдельным отраслям хозяйственного и социально-культурного строительства.

  Исполнительные и распорядительные органы местных С. — их исполкомы, избираемые из числа депутатов С. в составе председателя, его заместителя, секретаря и членов (численный состав исполкома устанавливается самим С.). Исполкомы краевых, обл., автономных областей, окружных, районных, городских и сельских С. непосредственно подотчётны избравшим их С., а также исполкомам вышестоящих С. Во исполнение возложенных на исполком функций ему предоставлено право издавать решения и распоряжения по всем вопросам его компетенции.

  КПСС уделяет постоянное внимание улучшению работы С., повышению их роли в коммунистическом строительстве, добиваясь активизации деятельности С., усиления их связей с массами. ЦК КПСС обращает внимание партийных и советских органов на необходимость всемерной поддержки инициативы депутатов С., повышения их чувства ответственности за выполнение наказов и предложений населения. Перед С. стоит задача ещё полнее осуществлять свои функции, оказывать действенное влияние на развитие экономики и культуры, подъём народного благосостояния, настойчивее заниматься вопросами социально-бытового обслуживания населения, охраны общественного порядка. На современном этапе коммунистического строительства С. являются органами государственной власти общенародного государства, для которых характерна тесная связь с массами, привлечение их к управлению делами государства и общества. Это означает последовательное расширение социальной основы государственной власти всего советского народа, усиление роли С. и наиболее полное выполнение ими функций подлинно народных органов государственной власти.

  А. И. Лепёшкин.

 

  Источн.: Ленин В. И., О работе Советов, М., 1963; Советы в Октябре. Сб. документов, М., 1928; Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных Советских Социалистических Республик. Сб. документов. 1917–1936, т. 1—7, М., 1959—65; Первый Всероссийский съезд Советов Рабочих и Солдатских Депутатов. Стенографический отчёт, т. 1—2, М. — Л., 1930—31; Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, М. — Л., 1928; Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Сб. документов, М., 1957; Третий Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, М., 1918; [Стенографические отчеты Всероссийских съездов Советов: 4 — М., 1919; 5 — М., 1918; 6 — М., 1919; 7 — М., 1920; 8 — М., 1921; 9 — М., 1922; 10 — М., 1923; 11 — М., 1924; 12 — М., 1925; 13 — М., 1927; 14 — М., 1929: 15 — М., 1931; 16 — М., 1935; Чрезвычайный 17 — М., 1937; Стенографические отчёты съездов Советов СССР: 1 — М., 1922; 2 — М., 1924; 3 — М., 1925; 4 — М., 1927; 5 — М., 1929; 6 — М., 1931; 7 — М., 1935 (Бюллетени); 8 — М., 1936]; Законы о сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся союзных республик, М., 1969; Законы о городских и районных в городах Советах депутатов трудящихся союзных республик, М., 1972; Закон о районном Совете депутатов трудящихся РСФСР. Законы о районных Советах депутатов трудящихся автономных республик, М., 1973.

 

  Лит.: Калинин М. И., Вопросы советского строительства. Статьи и речи. (1919—1946), М., 1958; Демочкин Н. Н., Советы 1905 г. — органы революционной власти, М., 1963; Андреев А. М., Советы рабочих и солдатских депутатов накануне Октября, М., 1967; Ерицян Х. А., Советы крестьянских депутатов в Октябрьской революции, М., 1960: Морозов Б. М., Партия и Советы в Октябрьской революции, М., 1966; Советы в первый год пролетарской диктатуры, М., 1967; Гимпельсон Е. Г., Советы в годы иностранной интервенции и гражданской войны, М., 1968; Владимирский М., Советы, исполкомы и съезды Советов. (Материалы к изучению строения и деятельности органов местного управления), в. 1—2, М., 1920—21; Лепешкин А. И., Советы — власть трудящихся. 1917—1936, М., 1966; Кукушкин Ю. С., Роль сельских Советов в социалистическом переустройстве деревни 1929—1932 гг. (по материалам РСФСР), М., 1962.

Смотрите также: