Большая советская энциклопедия

Тирсо де Молина

Тирсо де Молина(Tirso de Molina) [псевдоним; настоящие имя и фамилия Габриель Тельес (Téllez) j (1571 или около 1583, Мадрид, - 12.3.1648, Сория), испанский драматург. Учился в университете Алькала-де-Энарес. Занимал высокие посты в монашеском ордене мерсенариев, с 1632 - его историограф. Первая опубликованная книга - "Толедские виллы" (1621) - по жанру близка к пасторальному роману и включает наряду с обрамляющим действием несколько новелл и три пьесы (в том числе "Стыдливый во дворце", написана в 1605-06). Своеобразной "благочестивой" антитезой ей является сборник "Услаждать, принося пользу" (1635). В 1627-1636 Т. де М. выпустил 5 сборников пьес; в предисловии к 3-му указывалось, что им написано 400 пьес (сохранилось около 90). Принадлежность ему ряда пьес остаётся недоказанной.

Т. де М. писал пьесы на исторические ("Счастливый жребий дона Альваро и несчастная судьба Руй Лопеса д'Авалоса", 1615-21, изд. 1635; "Мудрость женщины", 1630-33, изд. 1634, и др.), библейские ("Месть Фамари", "Что больше, то и меньше", 1614, изд. 1627, и др.) и агиографические (трилогия о св. Хуане) сюжеты, религиозно-философские драмы [наиболее известная - "Осуждённый за недостаток веры", 1614-15(?), изд. 1634], ауто, а также комедии, в которых характерная для комедий "плаща и шпаги " интрига (классический образец - "Дон Хиль зелёные штаны", 1615, изд. 1635) сочетается с глубоким психологизмом (например, "Ревнивая к себе самой").

Т. де М. развивал принципы ренессансной драмы Л. Ф. де Вега Карпьо. Вместе с тем в его творчестве, принадлежащем, уже эпохе барокко, отразилось крушение гуманистической веры в человеческую природу, разочарование в любви как возвышенном и облагораживающем душу человека чувстве и чести, понимаемой как безусловное подчинение голосу общественного мнения. В пьесах Т. де М. воплотилось представление о недостоверности, театральности и обманчивости всего сущего. Наблюдая всеобщий социальный разлад и упадок нравов в Испании, в целях утверждения нравственного сознания Т. де М., как и многие его современники, обращался к религии. Наиболее известная его драма - "Севильский озорник, или Каменный гость" [1619- 20(?), изд. 1630], в основе которой - народное предание о молодом повесе, оскорбившем мертвеца и жестоко поплатившемся за святотатство. Герой пьесы дон Хуан Тенорио открывает галерею образов Дон Жуана в мировой литературе. В интерпретации Т. де М. он - скептик, наделённый разрушительным умом, отрицающий всякую мораль и движимый исключительно эгоистическими побуждениями. В России Т. де М. стал популярным с конца 19 в.

Соч.: Obras dramáticas completas, t. 1-3, Madrid, 1946-58; Obras, Madrid, [1970] (Biblioteca de autores espanoles, v. 236); в рус. пер. - Комедии, [вступ. ст. В, Сплюнаса], Т.1-2, [М., 1969]; Толедские виллы,[предисл. Н. Томашевского, М., 1972].
Лит.: Кржевский Б. А., Статьи о зарубежной литературе, М.-Л., 1960; Nougué A., L'oevre en prose de Tirso de Molina Toulouse, [1962]; Maurel S., L'univers dramatique de Tirso de Molina. Thése, [P.], 1971.
? С. И. Еремина.

Смотрите также: