Большая советская энциклопедия

Торпеда

Торпеда [от лат. torpedo - электрический скат (рыба)], вид оружия, представляющий собой самодвижущийся, самоуправляемый подводный снаряд сигарообразной формы, несущий заряд взрывчатого вещества (обычного или ядерного). Предназначен для выведения из строя подводных лодок, надводных кораблей, разрушения причалов, доков и др. объектов, расположенных у уреза воды. Состоит на вооружении подводных лодок, противолодочных кораблей, эскадренных миноносцев, торпедных катеров, а также самолётов и вертолётов. На кораблях Т. выпускаются с помощью торпедных аппаратов.

Первый образец Т. был построен в 1866 англичанами Р. Уайтхедом и М. Лупписом. Она была похожа на веретено, длина 3,5 м, общая масса 140 кг (масса взрывчатого вещества около 8 кг), имела дальность хода до 800 м при скорости 6-8 уз (11-15 км/ч). С 70-х гг. Т. быстро поступали на вооружение флотов многих государств и вскоре составили основное оружие миноносцев, подводных лодок, торпедных катеров; имелись также на линейных кораблях и крейсерах. Впервые применены русскими кораблями во время русско-турецкой войны 1877-78. Использовались в русско-японской войне 1904-05 (выпущено 263 Т.) и 1-й мировой войне 1914-18 (выпущено 1500 Т.). До 2-й мировой войны 1939-45 в качестве двигателя Т. служила поршневая машина, работавшая на парогазовой смеси, во время войны - турбина. В начале 30-х гг. появилась торпедоносная авиация. Во 2-й мировой войне только подводными лодками, надводными кораблями и торпедоносной авиацией США и Великобритании было выпущено около 30 тыс. Т. В вооруженных силах Японии использовались Т., управляемые человеком (см. Кайтен).

Т. современных флотов в зависимости от типа двигателя делятся на парогазовые, электрические и реактивные. Длина корпуса Т. составляет от 2,6 до 9 м и более. Т. имеет контактный взрыватель, срабатывающий при ударе Т. о корпус корабля, или неконтактный, срабатывающий при воздействии на него различных физических полей корабля на определённом расстоянии, обеспечивающем поражение корабля от взрыва заряда под его днищем. Т. оборудованы сложной аппаратурой, которая автоматически управляет их движением по направлению и глубине. В зависимости от характера траектории Т. делятся на самонаводящиеся, маневрирующие и прямоидущие. Универсальные Т. способны поражать подводные лодки и надводные корабли.

Ф. И. Козлов.

Смотрите также: