Большая советская энциклопедия

Турция

Турция (Türkiye), Турецкая Республика (Türkiye Cumhuriyeti).

I. Общие сведения

Т. - государство, расположенное на З. Азии и крайнем Ю.-В. Европы. Около 97% её территории находится на полуострове Малая Азия (Анатолия), около 3% - в Европе (Восточная Фракия), на Ю.-В. Балканского полуострова. Граничит на С.-В. с СССР, на В. с Ираном, на Ю.-В. с Ираком и Сирией, на С.-З. с Болгарией и Грецией Протяжённость сухопутных границ 2,6 тыс. км. Омывается на С. водами Чёрного моря, на З. - Эгейского моря, на Ю. - Средиземного моря. Т. принадлежат несколько островов Эгейского моря (Имроз, Бозджаада и др.). Проливы Босфор и Дарданеллы, а также Мраморное море отделяют европейскую часть Т. от азиатской. Общая площадь 780,6 тыс. км2. Население 40,2 млн. чел. (1975, перепись). Столица - г. Анкара.

В административном отношении Т. делится на 67 илов (вилайетов) (см. табл. 1), последние - на ильче. Табл. 1. - Административное деление Илы Площадь, Тыс. км2 Население (1975), тыс. чел. Административный центр
Агры (Agri)
Адана (Adana)
Адыяман (Adiyaman)
Айдын (Aydin)
Амасья (Amasya)
Анкара (Ankara)
Анталья (Antalya)
Артвин (Artvin)
Афьон-Карахисар (Afyonkarahisar)
Балыкесир (Balikesir)
Биледжик (Bilecik)
Бингёль (Bingöl)
Битлис (Bitlis)
Болу (Bolu)
Бурдур (Burdur)
Бурса (Bursa)
Ван (Van)
Газиантеп (Gaziantep)
Гиресун (Giresun)
Гюмюшане (Gümüşane)
Денизли (Denizli)
Диярбакыр (Diyarbakir)
Зонгулдак (Zonguldak)
Измир (Izmir)
Испарта (lsparta)
Ичель (Icel)
Йозгат (Yozgat)
Кайсери (Kayseri)
Карс (Kars)
Кастамону (Kastamonu)
Коджаэли (Kocaeli)
Конья (Коnуа)
Кыркларели (Kirklareli)
Кыршехир (Kirşehir)
Кютахья (Kütahya)
Малатья (Malatya)
Манпса (Manisa)
Мараш (Maraş)
Мардин (Mardin)
Мугла (Muǧla)
Муш (Мuş)
Невшехир (Nevşehir)
Нигде (Niǧde)
Орду (Ordu)
Ризе (Rize)
Сакарья (Sakarya)
Самсун (Samsun)
Сивас (Sivas)
Сиирт (Siirt)
Синоп (Sinop)
Стамбул (Istanbul)
Текирдаг (Tekirdaǧ)
Токат (Tokat)
Трабзон (Trabzon)
Тунджели (Tunceli)
Урфа (Urfa)
Ушак (Uşak)
Хакяри (Hakâri)
Хатай (Hataץ)
Чанаккале (Çanakkale)
Чанкыры (Çankiri)
Чорум (Çorum)
Эдирне (Edirne)
Элязыг (Elâziǧ)
Эрзинджан (Erzincan)
Эрзурум (Erzurum) Эскишехир (Eskişehir) 11,4 17,3 7,6 8,0 5,5 30,7 20,6 7,4   14,2 14,2 4,3 8,1 6,7 11,1 6,9 11,1 19,1 1,6 6,9 10,2 11,9 15,4 8,6 12,0 8,9 15,9 14,1 16,9 18,6 13,1 4,0 47,4 6,6 6,6 11,9 12,3 13,8 14,3 12,8 13,3 8,2 5,5 14,3 6,0 3,9 4,5 9,6 28,4 11,0 5,9 5,6 6,2 10,0 4,7 7,8 18,6 5,3 9,5 5,4 8,2 8,5 12,8 6,3 9,2 11,9 25,1 13,7   337,6 1234,7 345,8 607,1 318,1 2572,6 669,9 227,1   576,9 788,6 135,0 209,1 218,0 427,3 222,4 960,0 386,1 715,5 462,4 286,9 556,2 649,8 829,2 1660,5 322,1 710,7 498,0 674,0 701,8 436,9 478,5 1423,9 268,2 232,0 480,4 577,3 870,8 620,2 529,3 401,4 252,0 249,1 460,9 661,7 335,0 495,8 904,8 739,1 389,3 266,6 3864,5 318,7 592,6 716,2 163,3 598,2 228,7 126,2 744,3 367,1 266,5 550,4 337,9 417,8 284,7 749,2 492,9  
Каракёсе (Karaköse) Адана (Adana)
Адыяман (Adiyaman) Айдын (Aydin)
Амасья (Amasya) Анкара (Ankara) Анталья (Antalya) Артвин (Artvin) Афьон-Карахисар (Afyonkarahisar) Балыкесир (Balikesir) Биледжик (Bilecik) Бингёль (Bingöl)
Битлис (Bitlis)
Болу (Bolu)
Бурдур (Burdur)
Бурса (Bursa)
Ван (Van)
Газиантеп (Gaziantep) Гиресун (Giresun) Гюмюшане (Gümüşane) Денизли (Denizli) Диярбакыр (Diyarbakir) Зонгулдак (Zonguldak) Измир (Izmir)
Испарта (Isparta) Мерсин (Mersin)
Йозгат (Yozgat)
Кайсери (Kayseri)
Карс (Kars)
Кастамону (Kastamonu) Измит (Izmit)
Конья (Коnуа) Кыркларели (Kirklareli) Кыршехир (Kirşehir) Кютахья (Kütahya.) Малатья (Malatya) Маниса (Manisa)
Мараш (Магаş)
Мардин (Mardin)
Мугла (Muǧla)
Муш (Миş)
Невшехир (Nevşehir) Нигде (Niǧde)
Орду (Ordu)
Ризе (Rize)
Адапазары (Adapazari) Самсун (Samsun)
Сивас (Sivas)
Сиирт (Siirt)
Синоп (Sinop)
Стамбул (Istanbul) Текирдаг (Tekirdaǧ) Токат (Tokat)
Трабзон (Trabzon) Тунджели (Tunceli) Урфа (Urfa)
Ушак (Uşak)
Чёлемерик (Çölemerik) Антакья (Antakya) Чанаккале (Çanakkale) Чанкыры (Çankiri) Чорум (Çorum)
Эдирне (Edirne)
Элязыг (Elâziǧ) Эрзинджан (Erzincan) Эрзурум (Erzurum) Эскишехир (Eskişehir)
II. Государственный строй
Т. - республика. Действующая конституция вступила в силу 9 июля 1961. Глава государства - президент, избираемый Великим национальным собранием на 7 лет из числа членов парламента. Президент публикует законы, принятые парламентом, представляет Т. в международный отношениях, является верховным главнокомандующим. Высший законодательный орган - двухпалатный парламент - Великое национальное собрание. Верхняя палата (сенат) состоит из 150 сенаторов, избираемых населением на 6 лет, 15 - назначаются президентом; в состав сената входят также (пожизненно) бывшие члены Комитета национального единства (в 1976 - 18 чел.). Сенат обновляется на EQ f (1;3) каждые 2 года. Национальная палата состоит из 450 депутатов, избираемых населением на 4 года. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 21 года, за исключением лиц, лишённых политических прав в судебном порядке, а также рядового и сержантского состава армии, слушателей военных училищ. Высший орган исполнительной власти - правительство. Состав его по указанию президента формируется премьер-министром в основном из числа членов парламента.
Местное управление в илах осуществляют представители центральной власти - вали, имеются также выборные генеральные советы и их исполнительные органы - энджюмены. В городах и крупных населённых пунктах избираются муниципальные советы, в сёлах - совет старейшин и староста (мухтар, является одновременно представителем ила). Сроки полномочий всех выборных органов - 4 года.
Судебная система Т. включает мировых судей, суды первой и второй инстанций, торговые суды. Высшая судебная инстанция - кассационный суд в Анкаре, имеется также специальный конституционный суд.
Государственный герб и государственный флаг см. в таблицах к статьям Государственные гербы и Флаг государственный.
III. Природа
Т. - горная страна, лежащая в пределах Малоазиатского нагорья и частично Армянского нагорья. Северные и южные берега мало изрезаны, западное побережье изобилует заливами. Наибольшая протяжённость с З. на В. 1600 км, с С. на Ю. 500-600 км, длина береговой линии свыше 7 тыс. км.
Рельеф. Преобладают горы и плоскогорья; крупные черты рельефа созданы главным образом новейшей тектоникой. С севера Малоазиатское и отчасти Армянское нагорья окаймлены Понтийскими горами (высота до 3937 м, г. Качкар), включающими в себя Западно-Понтийские и Восточно-Понтийские горы и горы Джаник, с юга - горной системой Тавр (высота до 3726 м, г. Демирказык), в которой различают Западный Тавр, Центральный Тавр (состоит из Киликийского Тавра и Антитавра); на В. - параллельные хребты Северный Тавр, Внутренний Тавр и Армянский Тавр. В восточной части страны горы Тавр переходят в Курдистанские горы (г. Джило, 4168 м). Внутренняя часть Т. занимает Анатолийское плоскогорье с отдельными хребтами и потухшими вулканами (Эрджияс, 3916 м, и др.), многочисленными бессточными впадинами с солончаками и озёрами. Западная часть Малоазиатского нагорья состоит из параллельных, широтно вытянутых, горных хребтов (высота 2000-2500 м) и разделяющих их межгорных долин. В пределах Армянского нагорья - чередование лавово-туфовых плоскогорий с бессточными озёрами и вулканическими конусами и куполами (Большой Арарат, высота 5165 м - самая высокая вершина Т., Сюнхан, высота 4434 м, и др.) и тектонических впадин, разделённых складчато-глыбовыми хребтами. К Ю. от Армянского Тавра - северная оконечность плато Джезире (высота 500-1000 м).
В пределах европейской части Т., на Фракийском полуострове, преобладают низкогорья Истранджа и холмистые равнины. Низменности имеют ограниченное распространение вдоль морского побережий (самые большие - Чукурова и Нижнефракийская низменность).
Геологическое строение и полезные ископаемые. Территория Т. расположена в пределах Средиземноморского геосинклинального пояса. На С. и Ю. протягиваются альпийские складчатые системы Понтийских гор и Тавра. В их строении участвуют осадочные и вулканогенно-осадочные породы мезозоя и палеогена, подстилаемые комплексом магматических ультраосновных и основных пород и прорванные местами гранитами. В Тавре широко развиты тектонические покровы. Между ними расположена Центрально-анатолийская складчатая промежуточная зона, в которой выделены срединные массивы (Мизийско-Галатский, Мендересский, Кыршехирский), сложенные кристаллическими породами докембрия и отчасти палеозоя, и Измиро-Анкарский геосинклинальный прогиб. На Ю.-В. Т. проходит краевой прогиб древней Африкано-Аравийской платформы, выполненный кайнозойской молассой. Территория Т. характеризуется повышенной сейсмичностью. Основные полезные ископаемые Т. - хромиты (Тавр, Западно-Понтийские горы, Измиро-Анкарский прогиб), бораты (Западно-Понтийские горы), бокситы (Тавр, Понтийские горы), вольфрам, ртуть, сурьма (Мендерес, Кыршехир, Западно-Понтийские горы), медь (Понтийские горы, Тавр), каменный уголь (Понтийские горы). Известны промышленно разрабатываемые месторождения нефти (на Ю.-В. в краевом прогибе), марганца, железа, свинца, цинка, асфальтита, бурого угля, магнезита, барита, корунда, асбеста, флюорита, серы, фосфатов, каменной соли и др. Запасы трёхокиси вольфрама 60 тыс. т, хромитов - 10 млн. т, ртути - 27 тыс. т, сурьмы - 110 тыс. т.
Климат субтропический, с большими контрастами температуры и увлажнения в зависимости от высоты и удалённости от моря. В прибрежных районах на Ю. и З. климат средиземноморский с сухим летом, на С.-В. - равномерно влажный, во внутренних районах континентальный. Средняя температура января на низменностях от 5 ?С на С. до 10 ?С на Ю., на внутренних плоскогорьях от 0 до -5 ?С на З. до -15 ?С на В. В горах на В. морозы до -35 ?С. Средняя температура июля на побережьях Чёрного и Мраморного морей 22-24 ?С, на побережьях Эгейского и Средиземного морей от 25 до 32 ?С, на плато Джезире свыше 30 ?С (в отдельные дни свыше 40 ?С), на внутренних плоскогорьях от 15 до 22 ?С. Хорошо увлажнённые окраинные горы резко отличаются от более сухих внутренних хребтов и плоскогорий. Наибольшее количество осадков выпадает на внешних (обращенных к Чёрному морю и Средиземному морю) склонах Понтийских гор и Тавра (1000-2000 мм в год, на В. Понтийских гор до 3000 мм в год - самое влажное место Т.). Во внутренних частях Анатолийского плоскогорья осадков выпадает 200-350 мм, в горах Армянского нагорья - 300-600 мм в год (значительная часть в виде снега). В прибрежных горах Т. преобладают зимние осадки, в пределах Анатолийского плоскогорья и Армянского нагорья - весенние, на В. Понтийских гор осадки выпадают в течение всего года. Испаряемость на большей части Т. превосходит количество осадков, и поля почти повсеместно нуждаются в искусственном орошении.
Внутренние воды. К бассейну Персидского залива относятся рр. Тигр и Евфрат, к бассейну Каспийского моря - Кура и Араке, в Чёрное море впадают Ешиль-Ирмак, Кызыл-Ирмак, Чорух. Некоторые из них протекают по территории Т. только в верховьях. С Анатолийского плоскогорья начинается р. Сакарья, также впадающая в Чёрное море. В европейской части Т. находятся низовья р. Марица, впадающей в Эгейское море.
Реки западной части Т. обычно маловодны, летом мелеют и пересыхают; паводки весной и зимой; на В. Т. на реках часто отмечается весенне-летнее половодье, в значительной степени обусловленное таянием горных снегов. Воды рек широко используются для орошения. В Т. много озёр (общая площадь свыше 9 тыс. км2), заполняющих понижения преимущественно на Анатолийском плоскогорье и Армянском нагорье (крупнейшие из них - бессточные солёные - Ван и Туз).
Почвы. На большей части территории господствуют процессы почвообразования полупустынного и степного типов. На внутренних плоскогорьях - преимущественно серые и светло-бурые почвы полупустынь, а также каштановые почвы сухих степей, по днищам впадин распространены солончаки. На плато Джезире - пустынные серозёмы. В прибрежных районах - коричневые почвы. Во влажных субтропиках С.-В. - краснозёмы и бурые горно-лесные почвы; на высоте 2000-2100 м они сменяются горно-луговыми почвами. В сухих степях Армянского нагорья - участки чернозёмных почв.
Растительность. В прибрежных горах преобладает растительность полусухих субтропиков, на плоскогорьях - субтропических полупустынь. В нижних частях склонов гор, обращенных к побережьям,- средиземноморская растительность (жестколистные леса и кустарники), выше, в горах Тавр, - местами хвойные леса, в Восточно-Понтийских горах - листопадные леса с вечнозелёным подлеском и хвойные леса. На внутренних склонах окраинных гор и плоскогорьях преобладают ксерофитные формации фриганы с колючими подушковидными кустарниками, шибляк, сухие степи и полупустыни. На Армянском нагорье - горные леса и горные степи, сменяющиеся с высотой субальпийскими и альпийскими лугами. На плато Джезире доминируют полынно-злаковые полупустыни. Около EQ f (1;3) территории Т. занято с.-х. угодьями (главным образом посевы зерновых культур).
Животный мир. Характерные представители горной фауны - дикие бараны, безоаровые козлы; в лесах встречаются: благородный олень, косуля, кабан; из хищников - волк, шакал, полосатая гиена, медведь; на плато Джезире - дикий осёл-онагр, представители африканской фауны - газель и др. Массовые виды птиц - воробьи, жаворонки, ласточки, соловьи; в центральных районах Анатолии гнездятся белые аисты, из хищных - орлы, грифы, соколы, ястребы. В юго-восточных районах периодически отмечается массовое размножение саранчи. Прибрежные воды морей богаты рыбой (тунец, кефаль, скумбрия, пеламида, камбала).
Охраняемые территории. Имеется (1974) 12 национальных парков. Наиболее известны Улудаг - горный массив в западной части Т. с древнеледниковым рельефом: Каратепе-Арелантас в южных отрогах Тавра, с лесами из красного дуба и красной сосны; долина р. Мунзур в восточной части Т.
Природные районы. Прибрежные территории полусухих субтропиков с сильно сведёнными жестколистными лесами и кустарниками, преимущественно гористые. Лазистан, наиболее увлажнённый район на С.-В. Т. с пышными широколиственными лесами и прибрежной полосой влажных субтропиков. Анатолийское плоскогорье с преобладанием сухих степей и полупустынь, широким распространением солончаков и солёных озёр. Армянское нагорье с чередованием гор, вулканических массивов и широких межгорных котловин, часто заполненных озёрами, с преобладанием горных степей. Джезире, плато с преобладанием полупустынь, наиболее жаркое место Т., сухие субтропики.
Лит.: Жуковский П. М., Земледельческая Турция (Азиатская часть - Анатолия), М. - Л., 1933: Матвеев С. Н., Турция (Азиатская часть - Анатолия), М.-Л., 1946; Зарубежная Азия. Физическая география, М., 1956; Даркот Б., География Турции, пер. с тур., М., 1959; Турецкая Республика. (Справочник), М., 1975.
Ю. К. Ефремов (физическая география), В. В. Веселое (геологическое строение и полезные ископаемые).
IV. Население
Основное население (около 90% всех жителей) составляют турки - свыше 35 млн. чел. (здесь и ниже оценка на 1975). В их составе сохранилась этнографическая группа - юрюки, ведущие полукочевой образ жизни (на Ю.-В. и З. Анатолии). Живут также курды, населяющие восточные районы Т. (так называемый Турецкий Курдистан), - свыше 3,5 млн. чел., арабы (на Ю.-В.) - около 600 тыс. чел., "черкесы" (под этим названием в Т. объединяется ряд кавказских народов - адыгейцы, убыхи, чеченцы, осетины, лезгины) - 150 тыс. чел. На С.-В. страны живут лазы и грузины (120 тыс. чел.), а также азербайджанцы и туркмены. В европейской части Т. имеется небольшое число болгар и албанцев, в Стамбуле - значительное число армян, евреев и греков (последние живут также на побережье и на островах Эгейского моря). Государственный язык - турецкий. Основная часть населения исповедует ислам суннитского толка; среди курдов есть шииты и езиды; армяне, грузины, греки и большая часть болгар - христиане; евреи - иудаисты. Официальный календарь - григорианский (см. Календарь).
Прирост населения за 1961-75 составил в среднем 2,5% в год. Экономически активного населения (1975) 15 млн. чел. (37% населения страны), в том числе (в %) в сельском хозяйстве 61, в промышленности (включая строительство) 16, на транспорте 4, в торговле 5, в сфере обслуживания 13, в прочих отраслях 1. Полностью и частично безработных около 5 млн. чел., или EQ f (1;3) экономически активного населения; около 1 млн. рабочих в 1974 находилось в странах Западной Европы на заработках. Социальный состав населения (в %): трудящееся крестьянство 63, кулаки и помещики 6, городские рабочие 20, ремесленники и лица свободных профессий 5, предприниматели 1, прочие 5. Наиболее обеспеченная группа населения (20% жителей Т.) присваивает 61% национального дохода, а на долю трудящихся города и деревни (60% жителей) приходится лишь 21%. Средняя плотность населения 52 чел. на 1 км2 (1975). Наиболее густо населены Черноморское побережье и Западная Анатолия, менее - Центральная и особенно Восточная Анатолия. Городского населения 42%. Важнейшие города (1975; тыс. жителей): Стамбул (2535), Анкара (1699), Измир (636), Адана (467), Бурса (346), Газиантеп (301), Эскишехир (290), Копья (270).
Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957.
V. Исторический очерк
Образование и расширение турецкого военно-феодального государства (14-1-я половина 17 вв.). Территория Малой Азии, на которой в 14 в. образовалось Турецкое государство, входила (полностью или в значительной части) в состав различных государственных образований древности и раннего средневековья (Хеттское царство, Лидия, Мидия, государство Ахеменидов, держава Александра Македонского, государство Селевкидов, Понтийское царство, Пергам, Рим Древний, Византия, Конийский султанат и др.). К 20-м гг. 14 в. на С.-З. Малой Азии сложилось феодальное княжество, названное по имени основателя династии Османа 1 Османским (Оттоманским). Складывавшуюся в этом государстве из различных тюркских племён и части местного автохтонного населения турецкую народность стали называть турками-османами. В 20-30-х гг. 14 в. турки завоевали последние владения Византии в Анатолии: Бурсу (1326), сделавшуюся первой столицей Т., Никею (Изник), Никомедию (Измит). С самого начала Османское государство было военно-феодальным; основу господствующего класса составляли феодалы-воины (сипахи). Главным для них было завоевание новых территорий и прямое их ограбление. Сложившаяся в Османском государстве военно-ленная система землевладения способствовала дальнейшему расширению турецких завоеваний. Во 2-й половине 14 в. были завоёваны Восточная Фракия, в том числе Адрианополь (Эдирне), ряд болгарских городов. В 1389 победа турок на Косовом поле сделала Сербию их данницей. Турецкие войска покорили Болгарское царство, Фессалию, Македонию, разбили в Никопольском сражении 1396 соединённые силы европейских рыцарей и подошли к Константинополю. К конца 14 в. в пределы Османского государства вошли (добровольно или по принуждению) все анатолийские княжества (бейлики), вплоть до Джаника (Самсун) на С.-В., Сиваса на В., Карамана на Ю.-В. В начале 15 в. в Анатолию вторгся с многочисленными войсками Тимур. В Анкарской битве 1402 султан Баязид I (правил в 1389-1402) потерпел поражение и попал в плен. Большая часть Анатолии распалась на прежние бейлики. В 1415 в Западной Анатолии и на Балканах вспыхнули антифеодальные, антиправительственные народные восстания. Только после подавления этих восстаний и окончания междоусобной борьбы сыновей Баязида I Османское государство начало постепенно восстанавливаться. К 40-м гг. 15 в. турки-османы возобновили экспансию на Балканах. Султан Мурад II (правил в 1421-1451) в 1444 и 1448 разбил так называемые крестоносные армии, пытавшиеся остановить движение турок, а его сын Мехмед II (правил в 1451-81) после почти двухмесячной осады взял Константинополь (29 мая 1453). Византийская империя прекратила своё существование, а Константинополь (Стамбул) стал столицей Османской империи. В 50-70-х гг. 15 в. была окончательно ликвидирована независимость Сербии, завоёваны Босния, Морея, Аттика, Трапезундская империя, установлен турецкий сюзеренитет над Крымским ханством и Валахией. К концу своего правления Мехмед II, сломив сопротивление Скандербега, захватил всю Албанию. Расширение земельного фонда повлекло за собой увеличение числа условных земельных пожалований - тимаров и зеаметов, владений султанов, членов султанской фамилии и высших сановников (хассов)и земель, принадлежавших мусульманскому духовенству (см. Вакф). Наибольшего территориального расширения Османская империя достигла в 16 в. при Селиме I (правил в 1512-1520) и Сулеймане I Кануни (правил в 1520-66). В 1514-15 турки завоевали Армению, Курдистан и Северную Месопотамию до г. Мосула включительно. В 1516-1517 в состав Т. были включены Сирия, Палестина, Египет, Хиджаз, в 1519 - часть Алжира. В 16 в. мощный османский флот контролировал почти весь Средиземноморский бассейн. В 1521 турецкие войска завоевали Белград. В Мохачской битве 1526 они нанесли тяжёлое поражение венгеро-чешским войскам, а затем захватили значительную часть Венгерского королевства. В середине 16 в. под власть Османской империи перешли Родос и др. острова Эгейского архипелага, Триполитания, весь Алжир. В это время Османская империя занимала огромные территории в Европе, Азии и Африке (общей площадью около 8 млн. км2).
Покорённые турками-османами народы испытывали тяжёлое иго, тормозившее их социально-экономическое развитие. Уже в период расцвета Османской империи складывались и предпосылки её упадка.
Почти непрерывные войны вели к разорению крестьянства, хозяйственной разрухе. Существенно менялась расстановка сил в правящем классе. Старых военных ленников постепенно вытесняли новые феодалы-помещики. Наряду с новой, феодальной знатью усиливалось высшее мусульманское духовенство, главным образом улемы. Ближайшим следствием всего этого было сокращение численности и снижение боевых качеств феодального войска. Новые землевладельцы уклонялись от военной службы, а в среде сипахи резко упала дисциплина. Упала также боеспособность войска, состоявшего на денежном жаловании, в особенности янычар, которые в нарушение старинных правил обзавелись семьями, стали превращаться в своеобразную социальную прослойку, использовавшую свои привилегии для занятий торговлей и ремёслами. Процесс разложения постепенно распространялся на всю феодальную верхушку. Нарастало недовольство в османском обществе, что нашло своё выражение в крупных восстаниях, происходивших в Анатолии в конце 16 - 1-й половине 17 вв. (см. Джеляли).
Первым внешним проявлением военной слабости Османской империи был разгром турецкого флота в сражении при Лепанто (1571). Ещё в 1569 Османская империя потерпела поражение и в войне с Россией. Тем не менее границы империи оставались в общем стабильными ещё более ста лет. Были даже новые приобретения - Кипр (1571), Тунис (1574), велись многочисленные войны против Ирана, Австрии, Польши, Венеции (см. Австро-турецкие войны 16-18 вв., Польско-турецкие войны 17 века).
Обострение кризиса османского военного феодализма (2-я половина 17 - конец 18 вв.). Наглядным свидетельством падения военного и политического могущества Османской империи явилась катастрофа под Веной. В 1683 турецкая армия была наголову разбита войсками польского короля Яна III Собеского, действовавшими совместно с австрийскими войсками и войсками германских княжеств. С этого поражения началось последовательное отпадение от Т. завоёванных ею территорий. Созданная в 1684 антитурецкая "Священная лига" (Австрия, Польша, Венеция, с 1686 - и Россия) нанесла турецким войскам ещё несколько поражений, Карловицкий конгресс 1698-99 зафиксировал крупные территориальные потери Османской империи в Европе.
В ходе русско-турецкой войны 1768-74, которую Т. развязала, подталкиваемая французской дипломатией, господство Османской империи в Европе было значительно ослаблено. Хотя за Османской империей по Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 сохранились её балканские владения и Россия ограничилась перемещением русско-турецкой границы от Днепра к Бугу, политические статьи договора лишили Т. её прежнего монопольного положения в Черноморском бассейне и на Балканах. Договором провозглашалась независимость Крымского ханства (в 1783 Крым был присоединён к России), Чёрное море и проливы открывались для русского торгового мореплавания. Т. была вынуждена признать за Россией право покровительствовать Молдове и Валахии. Т. потерпела тяжёлое поражение и в развязанной ею войне с Россией 1787-91. По условиям Ясского мирного договора 1791 русско-турецкая граница отодвинулась к Днестру, Т. подтвердила покровительство России над Молдовой и Валахией и др. условия Кючук-Кайнарджийского трактата. С конца 18 в. решение судьбы турецких владений в Европе начало всё больше зависеть от так называемых великих держав. Так возник Восточный вопрос как проблема раздела "османского наследства". С конца 18 в. капитуляции, заключавшиеся Т. с европейскими государствами с 16 в. и ранее не носившие неравноправного характера, стали превращаться в кабальные условия, закреплявшие привилегии в пользу иностранных государств и их подданных (вносились в договоры Османской империи с иностранными государствами). Военные поражения Т. и рост влияния на неё европейских держав отражали глубокий кризис, охвативший Османскую империю. В его основе лежало разложение военно-ленной системы, сопровождавшееся ростом крупного феодального землевладения и феодальной эксплуатации, разорением сёл и городов, развалом армии и флота, ослаблением центральной власти и ростом сепаратизма местных феодалов.
Попытки реформ (конец 18 - 60-е гг. 19 вв.). Угроза полного распада и гибели Османской империи породила поиски путей к восстановлению былой мощи империи, к созданию централизованного феодально-абсолютистского государства. Первая попытка преобразований была предпринята при султане Селиме III (правил в 1789-1807). Реформы, получившие название "новая система" ("низам-и джедид"), имели целью упорядочить военно-ленное землевладение, предусматривали формирование нового, по-европейски обученного и дисциплинированного пехотного войска, расширение мануфактурного производства для военных нужд и др. С самого начала реформы вызвали противодействие большинства крупных феодалов, улемов и в особенности янычар, видевших в них непосредственную угрозу своим привилегиям.
Успеху "новой системы" препятствовали также внешнеполитические осложнения: Египетская экспедиция 1798-1801 Наполеона Бонапарта и вызванное ею вступление Т. в войну с Францией (1798-1801), а затем начавшаяся в 1806 война Т. с Россией. В мае 1807 мятеж янычар в Стамбуле положил конец и "новой системе", и царствованию Селима III. Мустафа-паша Байрактар попытался возобновить реформы, но янычарский мятеж (1808) сорвал и эту попытку приостановить развал империи. В 1826 султан Махмуд II (правил в 1808-39) ликвидировал янычарский корпус, подвергнув янычар почти поголовному истреблению. Вслед за тем были проведены реорганизация армии и ряд др. прогрессивных мер в сфере административного устройства, финансов, права и отчасти культуры; наиболее важной из них была отмена военно-ленной системы. Однако реформы Махмуда II уже не могли предотвратить дальнейший распад Османской империи. В начале 19 в. египетский паша Мухаммед Али стал по существу независимым правителем Египта. На Балканах в ходе Первого сербского восстания 1804-13, в обстановке русско-турецкой войны 1806-12, образовалась фактически независимая Сербия; Бухарестский мирный договор 1812 передвинул границы России на Ю.-З., к Пруту. Хотя отвлечение сил России на войну с Наполеоном позволило Махмуду II в 1813 восстановить в Сербии свою власть, в 1815 вспыхнуло восстание сербов (см. Второе сербское восстание 1815). В 1821 началась Греческая национально-освободительная революция 1821-29. После поражения Т. в русско-турецкой войне 1828-29 Т. по Адрианопольскому мирному договору 1829 обязалась предоставить Греции автономию. Адрианопольский мир, кроме того, обязал Т. предоставить автономию Сербии и расширить права Молдовы и Валахии. В 30-х гг. 19 в., когда Мухаммед Али вступил в вооружённый конфликт с султаном (см. в ст. Египетские кризисы), вмешательство европейских держав привело в конечном счёте к учреждению фактически коллективной опеки над Т. Усилилась и экономическая зависимость Т. от европейского капитала, особенно после заключения в 1838 англо-турецкой и франко-турецкой торговых конвенций, открывших европейским фабричным товарам беспрепятственный доступ на внутренний рынок Османской империи.
Растущая зависимость от европейских держав побудила правящий класс Т. предпринять в 1839 новую попытку реформ (см. Танзимат), Эти реформы покончили с остатками военно-феодальных порядков в государственном и административном управлении, упорядочили судебное дело, способствовали формированию турецкой интеллигенции. Но самое существенное в танзимате - провозглашенная его актами гарантия жизни и имущества всех подданных султана - осталось на бумаге. Крымская война 1853-56, в которой на стороне Т. против России воевали Великобритания, Франция и Сардиния, завершилась Парижским мирным договором 1856, подтвердившим "целостность и неприкосновенность Османской империи". Однако на деле этот принцип был для западноевропейских держав лишь прикрытием, пользуясь которым, они усиливали своё влияние на политику турецкого правительства. Реформы, проводившиеся во 2-й период танзимата (с 1856), отвечали главным образом интересам иностранного капитала и связанной с ним компрадорской буржуазии (в Т. до 20-х гг. 20 в.- инонациональной). Иностранцы получили право владеть землёй, ряд концессий на строительство железных дорог, эксплуатацию недр, портовых и муниципальных предприятий, были учреждены иностранные банки, в том числе получивший право эмиссии банкнот англо-французский Оттоманский имперский банк. Вместе с тем реформы способствовали постепенному росту в турецком обществе сил, противопоставлявших себя правящему классу феодалов. Из их среды вышли первые турецкие "просветители" - Намык Кемаль, Ибрахим Шинаси, Али Суави, Зия-паша и др. прогрессивно настроенные писатели, журналисты, учителя, чиновники, офицеры; в 1865 ими было основано тайное общество - "Новые османы", которое поставило своей целью установление конституционного строя в Т.
Превращение Т. в полуколонию империалистических держав; зарождение буржуазно-революционного движения. Младотурецкая революция 1908 и её последствия. Крушение Османской империи (70-е гг. 19 в. - 1918). С 70-х гг. Т. постепенно превращается в полуколонию империалистических держав, но нарастание острых межимпериалистических противоречий на Балканах и Ближнем Востоке помешало окончательному разделу турецких владений. К прежним факторам, ускорившим распад и финансовое закабаление Османской империи, добавлялось насильственное втягивание её не только в мировой капиталистический рынок, но и в мировое капиталистическое производство. Однако экономика Т. развивалась однобоко. Росли иностранные концессионные предприятия, открывались иностранные банки. Иностранцы вкладывали капиталы в добывающую промышленность и в те отрасли обрабатывающей промышленности, которые были заняты переработкой экспортных культур. По уровню промышленного развития Т. находилась на последнем месте в Европе и на одном из последних мест в Азии. Кол-во рабочих, занятых в промышленности и на транспорте, не превышало 40-50 тыс. чел.
Опасаясь нового вмешательства держав (в связи с национально-освободительными восстаниями 70-х гг. в Герцеговине, Боснии, Болгарии и финансовым банкротством Т.), примкнувший к "новым османам" государственный деятель Т. Мидхат-паша вместе с некоторыми др. членами правительства организовал государственный переворот (30 мая 1876), в результате которого султан Абдул-Азиз (правил в 1861-76) был свергнут, фактическая власть перешла к Мидхат-паше и сотрудничавшим с ним "новым османам". Султан Абдул-Хамид II (правил в 1876-1909) утвердил разработанный Мидхатом-пашой и Намыком Кемалем проект конституции, и 23 декабря 1876 "конституция Мидхата" была торжественно обнародована. Однако уже в начале 1877 султан сместил Мидхат-пашу с поста великого везира, подверг репрессиям большинство "новых османов", а в феврале 1878 распустил избранный согласно конституции парламент и установил самодержавный деспотичный режим ("зулюм").
Поражение Т. в русско-турецкой войне 1877-1878 фактически привело к почти полному крушению турецкого господства на Балканах. Берлинский конгресс 1878 признал независимость большинства балканских народов. В 1881 Франция захватила Тунис, в 1882 Великобритания оккупировала Египет (в 1914 объявлен британским протекторатом). В 1881 иностранные кредиторы вынудили султана дать согласие на учреждение ими Управления Оттоманского государственного долга, в ведение которого перешли наиболее существенные доходы Т. и контроль над её финансами. Иностранное влияние проникло также в армию, жандармерию, флот, таможенное и др. ведомства Т. Стремясь удержать подвластные народы в повиновении, Абдул-Хамид II жестоко преследовал малейшие проявления свободомыслия, разжигал национальную и религиозную вражду, провоцировал столкновения между мусульманами и христианами. В 90-х гг. по указу Абдул-Хамида II в Сасуне и др. округах Малой Азии, а также в Стамбуле были организованы жестокие армянские погромы, во время которых погибло несколько сот тыс. армян.
Однако "зулюм" не мог остановить рост прогрессивных сил в стране. В конце 19 в. политическими преемниками "новых османов" выступили младотурки, первой организацией которых был учрежденный в 1889 тайный комитет "Единение и прогресс". Созреванию революционной ситуации в Т. содействовали усиление в начале 20 в. национально-освободительной борьбы балканских народов и связанное с этим обострение Восточного вопроса, общий революционный подъём на Востоке под влиянием Революции 1905-07 в России, положившей начало "пробуждению Азии". Опираясь главным образом на офицерство, младотурки подняли в июле 1908 вооруженное восстание, заставившее султана Абдул-Хамида II восстановить действие конституции 1876 и созвать парламент (см. Младо-турецкая революция 1908). Однако своей политикой, направленной на ограничение революции, младотурки облегчали выполнение замыслов внутренней и внешней реакции. В апреле 1909 реакционные круги организовали в Стамбуле контрреволюционный мятеж с целью восстановления неограниченной власти султана. Попытка не удалась, и Абдул-Хамид II лишился трона (султаном парламент избрал безвольного Мехмеда V), но с этого времени сами младотурки стали переходить на реакционные позиции. Заняв министерские, парламентские и административные посты, они установили диктаторский режим, мало отличавшийся от "зулюма". Половинчатые реформы младотурок не изменили классовой сущности феодально-клерикального строя Османской империи. Когда освободительная борьба охватила почти все нетурецкие области империи (Балканы, арабские и армянские земли и др.), а итало-турецкая война 1911-12 и Балканские войны 1912-13 окончательно разрушили иллюзию османизма, младотурки стали проповедовать реакционные идеи пантюркизма. Они также широко использовали лозунги панисламизма.
Младотурки не облегчили и положения турецких трудящихся масс. Проведённый в 1913 кадастр, закрепив частную собственность на землю, усилил обезземеливание крестьян. Забастовки рабочих подавлялись властями, преследовались демократические и социалистические организации, возникшие в Т. после младотурецкой революции. После итало-турецкой войны Т. потеряла свои последние владения в Африке - Триполитанию и Киренаику, а также Додеканесские острова. В результате Балканских войн 1912-13 европейские владения Т. были ограничены Восточной Фракией с Эдирне. С начала 1914 власть в Т. сосредоточилась в руках младотурецких лидеров во главе с Энвером-пашой, Талаатом-пашой и Джемалем-пашой. Оторванный не только от народа, но и от основных слоев национальной буржуазии, этот "триумвират" в 1914 вовлек Т. в 1-ю мировую войну 1914-18 на стороне Германии. Война для Т. окончилась полным поражением. Внутри страны младотурки применяли жестокий террор. В 1915 под предлогом высылки из прифронтовой полосы младотурки власти истребили свыше 1 млн. армян. В стране росло недовольство младотурецким режимом. В армии усиливалось возмущение хозяйничаньем германских империалистов. После Октябрьской революции 1917 в России Т. имела возможность выйти из войны, но младотурецкие правители вопреки национальным интересам Т. ещё целый год продолжали войну против Советской России; несмотря на заключение Брестского мира 1918, втянули страну в антисоветскую интервенцию на Кавказе. Начавшееся в сентябре 1918 наступление держав Антанты на Палестинском и Македонском фронтах вынудило султанское правительство 30 октября 1918 сдаться на милость победителей (см. Мудросское перемирие 1918). фактически это был конец Османской империи. Энвер-паша и др. младотурецкие лидеры эмигрировали, партия "Единение и прогресс" самоликвидировалась.
Национально-освободительная революция и создание Турецкой Республики (1918-23). Империалисты Антанты, не удовлетворившись отторжением от Османской империи арабских земель, стремились покончить с существованием самой Т., территория которой привлекала их и как объект колониальной эксплуатации, и как плацдарм для развёртывания антисоветской интервенции. После подписания Мудросского перемирия началась оккупация Анатолии войсками Великобритании, Франции, Италии и Греции. Державы Антанты назначили в Стамбул своих верховных комиссаров, восстановили режим капитуляций, отмененный в начале войны, взяли под свой контроль банки, фабрики, рудники, железные дороги и государственные учреждения. Всё это нанесло тяжёлый удар по экономическим интересам различных слоев турецкого общества. "...Грабеж, на который империалистические правительства осудили Турцию, вызвал отпор, заставивший самые мощные империалистические державы убрать руки прочь" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 354). Во главе антиимпериалистического лагеря, объединявшего почти все слои турецкого общества, находилась анатолийская, преимущественно торговая буржуазия, заметно укрепившаяся за годы мировой войны. Огромное значение для развития национально-революционного движения в Т. имели антиимпериалистические идеи Октября, успехи Советской России в борьбе с империалистической интервенцией, проводившейся теми же державами, которые вели борьбу против Т.
В качестве идеологов анатолийской буржуазии выступили представители патриотической интеллигенции, в первую очередь военной. Из среды офицерства вышел руководитель турецких националистов Мустафа Кемаль-паша (Ататюрк), по имени которого всё движение стали называть кемалистским (см. Кемалистская революция). Начальным этапом деятельности кемалистов была организация национальных сил, группировавшихся в обществах "защиты прав". Созданный на Сивасском конгрессе обществ (1919) Представительный комитет явился по существу первым временным правительством новой Т. Созванный по требованию кемалистов в январе 1920 в Стамбуле парламент принял декларацию независимости Т. ("Национальный обет"). В ответ войска империалистических держав Антанты оккупировали Стамбул. Парламент был разогнан, многие общественные и политические деятели арестованы. Империалистические державы во главе с Великобританией рассчитывали быстро расправиться с национально-освободительным движением в Т. Навязав султанскому правительству Севрский мирный договор 1920, расчленявший и закабалявший Т., они приступили к его насильственному проведению в жизнь, организовали открытую вооружённую интервенцию и поручили её проведение Греции (см. Греко-турецкая война 1919-22), которая по Севрскому договору должна была получить большие территориальные приращения за счёт Т.
Действия держав Антанты вынудили кемалистов стать на путь решительной борьбы с оккупантами. 23 апреля 1920 в Анкаре, куда из Сиваса в конце 1919 было перенесено местопребывание Представительного комитета, собрался новый парламент (Великое национальное собрание Турции, ВНСТ), объявивший себя единственной законной властью в стране. Первой внешнеполитической акцией ВНСТ было обращение его председателя Кемаля Ататюрка к Советскому правительству с предложением об установлении дипломатических отношений между Турцией и Советской Россией и с просьбой оказать Т. помощь в её борьбе против империализма. Советское правительство дало на обращение Ататюрка положительный ответ, первым признало правительство борющейся Т. (2 июня 1920) н оказало турецкому народу существенную помощь деньгами (свыше 10 млн. руб. золотом), значительным количеством вооружения и боеприпасов, средствами связи и др. Советская помощь имела также большое морально-политическое значение. Она показала турецкому народу, что он не одинок в своей борьбе и пользуется сочувствием самых прогрессивных сил мира.
16 марта 1921 в Москве был подписан договор между РСФСР и Т. О дружбе и братстве. Московский договор, а также Карсский договор 13 октября 1921 между Т. и советскими республиками Закавказья и договор 2 января 1922 между Т. и УССР (подписанный в Анкаре во время пребывания там миссии М. В. Фрунзе), заложив прочную основу советско-турецкой дружбы, принесли большую пользу обеим сторонам и сыграли важную роль в достижении турецким народом победы над империалистическими интервентами.
В своей национально-освободительной войне турецкий народ проявил героизм и сплочённость. Остановив в 1921 наступление греческой армии, турецкие войска в августе 1922 перешли в наступление и нанесли интервентам полное поражение. Вся Анатолия была освобождена от иностранных оккупантов. 6 октября 1923 турецкая национальная армия вступила в Стамбул. Лозаннский мирный договор 1923, заменивший аннулированный Севрский договор, несмотря на содержавшиеся в нём некоторые уступки империалистическим державам, ознаменовал международное признание независимости Т. В ходе освободительной борьбы турецкого народа решались задачи буржуазно-национальной революции. Кемалисты ограничили её теми реформами, которые были необходимы турецкой буржуазии и помещикам. Вынесшее на себе всю тяжесть войны турецкое крестьянство не получило ни земли, ни освобождения от помещичьей эксплуатации и ростовщической кабалы [феодальный натуральный налог ашар (см. Ушр) был отменен лишь в 1925]. Не были удовлетворены и социально-политические требования рабочего класса. Основанная в 1920 Коммунистическая партия Турции (КПТ) подвергалась преследованиям и террору.
Руководящее ядро кемалистов во главе с Ататюрком стремилось реорганизовать государственный строй, приобщить Т. к европейской буржуазной цивилизации и обеспечить самостоятельность экономики, развитие страны. По окончании военных действий ВНСТ приняло (1 ноября 1922) закон об упразднении султаната, а 29 октября 1923 Т. была провозглашена республикой. Дальнейшие преобразования, произведённые под руководством Ататюрка, и основание им в 1923 Народно-республиканской партии (НРП) завершили построение на развалинах Османской феодально-клерикальной империи нового национального буржуазного государства.
Т. после 1923. 3 марта 1924 был ликвидирован халифат. В 1924-34 проведены реформы в области государственного устройства, правовых отношений, культуры и быта: принятие республиканской конституции; упразднение мусульманских духовных училищ (медресе) и религиозных судебных установлений, действовавших на основе шариата; закрытие дервишских орденов и их обителей (текке); введение европейского календаря и летосчисления; принятие нового гражданского кодекса по европейскому образцу, упразднившего нормы мусульманского права, в том числе многоженство, а также новых уголовного и торгового кодексов; отделение церкви от государства; переход с арабского алфавита на латинский; предоставление женщинам избирательного права при выборах в муниципалитеты, а затем в парламент, и др. Кемалисты провели и в экономической области некоторые прогрессивные мероприятия, основанные на политике этатизма и направленные на освобождение турецкой экономики от засилья иностранного капитала. Были частью аннулированы, частью выкуплены почти все иностранные концессии, основаны национальные банки, построен ряд новых железных дорог, портовых сооружений, промышленных предприятий и т.п. В осуществлении политики этатизма большую поддержку Т. оказал СССР, предоставив ей в 1932 на весьма выгодных для Т. условиях долгосрочный кредит и техническую помощь для сооружения текстильных комбинатов в Кайсери и Назилли. В декабре 1925 между Т. и СССР был подписан договор О дружбе и нейтралитете.
Однако промышленное развитие Т. не привело к созданию тяжёлой индустрии, не был решен аграрный вопрос, что обусловило узость внутреннего рынка и тормозило рост национальной промышленности. Реформы кемалистов вызывали ожесточённое сопротивление феодально-клерикальных и компрадорских элементов. К 1926-27 открытые антиправительственные выступления были подавлены. Стабилизация политических и экономических позиций турецкой национальной буржуазии, развитие её связей с иностранным капиталом и обострение классовых противоречий внутри турецкого общества способствовали усилению консервативных и реакционных тенденций во внутренней политике правящих кругов Т. Поощряя развитие сельского хозяйства по пути капитализма, правящие круги Т. отказывались от проведения радикальной аграрной реформы. Рабочий класс, количественно выросший в связи с созданием новых и расширением старых отраслей промышленности, по-прежнему был лишён элементарных прав. Со 2-й половины 30-х гг. отход турецкого правительства от национальных принципов стал проявляться более явственно. На созванной в 1936 конференции по вопросу о режиме проливов (Монтрё конференция 1936) турецкие представители под давлением западной дипломатии поддержали английский проект, наносивший ущерб интересам СССР и др. черноморских стран.
В 1938 умер Ататюрк. Вместо него президентом республики и председателем НРП был избран Исмет Инёню, который привлек на руководящие посты ряд деятелей, находившихся ранее в оппозиции к Ата-тюрку.
С возникновением 2-й мировой войны 1939-45 Т. сначала примкнула к англо-французскому блоку, заключив 19 октября 1939 с Великобританией и Францией союзный договор, а в 1940, после капитуляции Франции, стала сближаться с гитлеровской Германией и 18 июня 1941, сохраняя союз с Великобританией, заключила с Германией договор О дружбе и ненападении. После нападения гитлеровской Германии на СССР Т. объявила себя нейтральной, но на самом деле оказывала Германии разнообразную помощь: продавала ей хромовую руду и др. стратегические материалы, пропускала германские и итальянские военные корабли через проливы. Когда же фашистские державы стали терпеть поражения, Т. снова сблизилась с Великобританией, а также с США. В августе 1944 она разорвала с Германией дипломатические отношения и в феврале 1945 объявила ей и Японии войну.
В связи с изменениями в период 2-й мировой войны советско-турецких отношений Советское правительство 19 марта 1945 денонсировало советско-турецкий договор 1925, как не соответствующий новой обстановке и нуждающийся в серьёзном улучшении. Хотя Т. не участвовала в военных действиях, правящие круги проводили политику милитаризации страны. Содержание почти миллионной армии и прочие прямые и косвенные военные расходы легли тяжёлым бременем на трудящиеся массы. В широких слоях населения возникло сильное недовольство, начавшее перерастать в открытый протест против установленного НРП диктаторского режима. В 1945 произошёл раскол в правящей партии. Вышедшая из неё оппозиционная группа во главе с М. Дж. Баяром и А. Мендересом добилась отказа правительства от однопартийной системы и основала в противовес НРП новую буржуазно-помещичью партию - Демократическую партию (ДП). Пытаясь удержаться у власти, лидеры НРП пошли на кое-какие уступки трудящимся [ограниченная аграрная реформа (1945), разрешение создавать профсоюзы (1947) и др.], но основное направление внутренней политики Т. не изменилось. В 1950 НРП потерпела поражение на парламентских выборах и к власти пришла ДП. Президентом республики стал Баяр, премьер-министром - Мендерес. Уже в первые годы правления правительства Баяра - Мендереса заметно возросли вложения в экономику Т. иностранного и частного турецкого капитала, стал увеличиваться объём промышленной и с.-х. продукции. Однако эта экономическая политика, обогащая крупную буржуазию, в то же время ещё больше разоряла трудящиеся классы и средние слои населения. Усиливалось также политическое влияние в Т. американского империализма. Турецкая внешняя политика приобрела одностороннюю ориентацию на США. В конце 40-х - начале 50-х гг. турецкое правительство заключило с США соглашение о предоставлении Т. американской "помощи". Получив большие кредиты и субсидии на вооружение, военно-стратегическое и др. строительство, Т. взамен предоставила США право создавать на территории Т. военные базы и поставила под американский контроль значительную часть своих вооруженных сил. В 1952 Т. вступила в НАТО, в 1955 в Багдадский пакт (впоследствии Организация центрального договора, СЕНТО). правительство Баяра - Мендереса проводило враждебные акции по отношению к СССР в ООН и др. международных организациях. Попытки Советского правительства нормализовать отношения между СССР и Т. не получили положительного отклика со стороны правящих кругов Т. Ухудшились отношения Т. и с др. социалистическими странами, а также с арабскими государствами (из-за проимпериалистических позиции Т. во время англо-франко-израильской агрессии против Египта в 1956, враждебного отношения к Иракской революции 1958 и др.). В связи с кипрским вопросом ухудшились отношения с Грецией (см. в ст. Кипр).
Правительство ДП сурово расправлялось с представителями демократических организаций и заигрывало с мусульманскими клерикалами. К концу 50-х гг. стали применяться репрессивные меры даже к НРП. Недовольство режимом Баяра - Мендереса, охватившее народные массы, патриотическую интеллигенцию, в особенности учащуюся молодёжь, и офицерство, привело в апреле 1960 к уличным демонстрациям. 27 мая 1960 армия произвела государственный переворот под лозунгом возвращения к принципам Ататюрка. Правительство ДП было свергнуто, а сама партия распущена. Вся власть в стране перешла к образованному руководителями переворота Комитету национального единства (КНЕ; председатель генерал Дж. Гюрсель). В 1961 была утверждена новая конституция. Она предусматривала, хотя и с ограничениями, право создания политических партий, ассоциаций, право рабочего класса на забастовку и др. буржуазно-демократические свободы. Поэтому вскоре после произведённых на основе новой конституции в октябре 1961 парламентских выборов и роспуска КНЕ в стране повысилась политическая активность различных слоев населения, усилилась поляризация классовых сил. С одной стороны, в связи с развитием капиталистической экономики усиливалась крупная буржуазия и укреплялась представляющая в основном её интересы Партия справедливости (ПС), созданная в 1961 и ставшая по своему составу и политическим установкам преемницей ДП. С другой стороны, быстрое увеличение рядов турецкого рабочего класса (свыше 3 млн. чел. к 1970) и рост его классового самосознания значительно ускорили развитие левых течений и прогрессивных организаций. В 1961 была создана Рабочая партия Т. (РПТ). Учитывая растущую популярность демократических и социалистических идей и стремясь завоевать симпатии средних слоев, НРП с 1965 приняла лозунг "левее центра".
Развернувшаяся между политическими партиями борьба за места в парламенте вначале не дала решающего перевеса ни одной из них. Очередные парламентские выборы 1965 показали значительное усиление позиций ПС, которая составила однопартийное правительство во главе со своим лидером С. Демирелем. Важным результатом выборов 1965 было завоевание РПТ 15 мест.
После переворота 1960 произошли некоторые сдвиги во внешней политике Т. Турецкое правительство, сохраняя ориентацию в основном на США, НАТО и СЕНТО, стало применять её более гибко и не так односторонне, как это было в правление Баяра - Мендереса. Постепенно Т. начала нормализовать и улучшать свои отношения с СССР и др. социалистическими, а также развивающимися (в первую очередь арабскими) странами. Улучшение отношений с СССР нашло своё выражение в значительном расширении советско-турецких экономических отношений (см. раздел Экономико-географический очерк). Важное значение имели взаимные визиты государственных деятелей обеих стран в конце 60 - середине 70-х гг. В апреле 1972, во время визита в Т. председателя Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорного, была принята "Декларация о принципах добрососедских отношений между СССР и Турецкой Республикой", предусматривающая развитие отношений между обеими странами в соответствии с традициями мира, дружбы и добрососедства, которые были заложены В. И. Лениным и Ататюрком; отказ от предоставления своей территории для совершения агрессии и подрывных действий против др. государств; урегулирование международных споров мирными средствами и т.п. Важное значение имел визит в Т. советской правительственной делегации во главе с председателем Совета Министров СССР А. Н. Косыгиным в декабре 1975, в ходе которого стороны условились подготовить политический документ о дружественных отношениях и сотрудничестве между СССР и Т. Была также подписана программа культурного и научного обмена между СССР и Т. на 1976-78.
В конца 60 - середины 70-х гг. внутриполитическая обстановка в Т. обострилась: усилилась борьба политических партий за власть, активизировалось демократическое движение за осуществление социально-экономических реформ, за выход Т. из НАТО, проведение ею независимого внешнеполитического курса. Обстановка осложнялась деятельностью экстремистских группировок левацкого толка, применявших террористические методы борьбы. В этих условиях в марте 1971 высшее командование армии выступило с меморандумом и потребовало отстранения правительства Демиреля от власти, как не сумевшего справиться "с анархией" в стране. Правительство Демиреля ушло в отставку, и 25 марта было сформировано новое правительство во главе с деятелем правого крыла НРП Н. Зримом. В отличие от 1960 армия на этот раз сохранила гражданское управление. Однако в Анкаре, Стамбуле и др. важнейших районах Т. было введено чрезвычайное положение и начались массовые аресты. Репрессии обрушились не только на экстремистские, но и на все неугодные правительству, главным образом демократические, группировки. Были запрещены многие прогрессивные организации, в том числе РПТ; отданы под суд и приговорены к различным срокам тюремного заключения многие политические и общественные деятели прогрессивного направления. Вмешательство военного командования в политическую жизнь Т. привело к усилению разногласий среди буржуазных политических деятелей, а также между ними и военными. Деятельность парламента была практически парализована.
Особой остроты достиг внутриполитический кризис весной 1973 (в связи с истечением срока президентских полномочий Джевдета Суная; президент с 1966). Лишь после 14 туров голосования на пост президента был избран (апрель 1973) Фахри Корутюрк. К осени 1973 обстановка в стране несколько стабилизировалась, что позволило провести очередные парламентские выборы. Наибольшего успеха добилась НРП. После кризиса в партии, вызванного расколами в её рядах и выходом (1972) из её состава старейшего лидера И. Инёню (умер 25 декабря 1973), новое руководство партии во главе с Бюлентом Эджевитом (избран генеральным председателем партии в мае 1972) выдвинуло ряд требований, рассчитанных на поддержку со стороны прогрессивных сил Т., в том числе проведение земельной реформы, ограничение позиций иностранного капитала, усиление государственного сектора, защита некоторых прав рабочих и молодёжи, амнистия политзаключённым, а во внешней политике - укрепление добрососедских отношений с СССР. Однако НРП не получила абсолютного большинства в меджлисе, и Эджевиту пришлось пойти на формирование (январь 1974) коалиционного кабинета из представителей НРП и Партии национального благополучия (основана в 1972). Некоторая демократизация (например, закон об амнистии, май 1974), осуществленная правительством Эджевита, способствовала активизации политических партий, профсоюзов, молодёжных организаций. В июне была создана Социалистическая рабочая партия Т. Разногласия в меджлисе по основным вопросам внутренней и внешней политики привели правительство Эджевита к отставке (сентябрь 1974). Последовавшие затем неоднократные попытки Эджевита и лидера ПС Демиреля сформировать новое правительство (из-за разногласий между политическими партиями главным образом по вопросу о проведении досрочных выборов) успеха не имели. В ноябре 1974 - марте 1975 действовало так называемое служебное правительство на непартийной основе. 31 марта 1975 Демирель сформировал новое коалиционное правительство [ПС, Партия национального благополучия, Республиканская партия доверия (основана в 1973), Партия национального действия (основана в 1969)].
В связи с антиправительственным путчем на Кипре (июль 1974) Т. осуществила высадку своих войск на остров, что способствовало усилению сепаратистского движения среди турецкой части населения Кипра. Это привело к резкому ухудшению отношений между Т. и Грецией и осложнению отношений Т. с некоторыми партнёрами по НАТО, в том числе с США, прекратившими в декабре 1974 военную помощь Т. (эмбарго на военные поставки введено в феврале 1975). В июле 1975 американское правительство приняло решение о частичном возобновлении поставок.
Правые силы пытаются использовать неустойчивое политическое положение в стране, кипрский кризис и нарастание экономических трудностей, чтобы сорвать наметившийся сдвиг в сторону демократизации общественной жизни в Т. Однако эти попытки вызывают растущий отпор со стороны рабочих, прогрессивной интеллигенции и студенчества страны. В середине 70-х гг. в Т. неоднократно проходили забастовки против роста цен, против "присутствия" США в Т. и др.
Лит.: Работы основоположников марксизма-ленинизма. Маркс К., Лорд Пальмерстон, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9; его же, Восточный вопрос, там же, т. 12; Энгельс Ф., Действительно спорный пункт в Турции, там же, т. 9; его же, Что будет с Европейской Турцией?, там же; Ленин В. И., Горючий материал в мировой политике, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17; его же, Пробуждение Азии, там же, т. 23; его же, Телеграмма Мустафе Кемалю, там же, т. 52; т. 41 с. 353; т. 42 с. 353-54.
Общие работы. Данциг Б. М., Ближний Восток в русской науке и литературе, М., 1973; Миллер А. Ф., Краткая история Турции, М., 1948; Еремеев Д. Е., Этногенез турок, М., 1971; Tunaya Т. Z., Тürkiyede siyasî partiler. 1859-1952, Ist., 1952; Karpat К., Social change and politics in Turkey, N. Y., 1973; Berkes N., 100 soruda Türkiye iktisat tarihi, c. 1-2, Ist.,1969- 70; Lewis В., The emergence of modern Turkey, L., 1961.
Т. в средние века и новое время. Новое время. Новичев А. Д., История Турции, т. 1-3, Л., 1963-73; Гордлевский В. А., Государство сельджукидов Малой Азии, Избр. соч., t.1, М., 1960; Миллер А. Ф., Мустафа паша Байрактар. Оттоманская империя в начале XIX в., М. - Л., 1947; Петросян Ю. А., "Новые османы" и борьба за конституцию 1876 г. в Турции, М., 1958; его же, Младотурецкое движение, М., 1971; Алиев Г. 3., Турция в период правления младотурок, М., 1972; Шпилькова В. И., Начало младотурецкой революции и восстановление в Османской империи конституции, в сборнике: Проблемы новой и новейшей истории

Смотрите также: