Большая советская энциклопедия

Функции ладовые

Функции ладовые в музыке, значение отдельных звуков в ладу. Понятие Ф. л. наиболее разработано применительно к аккордам (гармонические функции) - обозначает роль аккордов в ладовой организации. Различают два рода общих функциональных значений аккордов - устойчивость (состояние покоя) и неустойчивость (состояние движения). В мажоро-минорной тональной системе устойчивость представлена функцией тоники (обозначение Т). По тонике, устою, определяется центр лада. Неустойчивых функций две - доминанта (D) и субдоминанта (S). Аккорды доминанты и субдоминанты строятся на звуках, находящихся в отношении наивысшего акустического родства к основному звуку тоники и лежащих квинтой выше (D) и квинтой ниже (S). Отсюда логическая противоположность функций D и S, усиливающаяся контрастом их звукового состава. Образующийся между основным звуком S и терцией D (вводным тоном лада) интервал тритона делает их тяготение к приме и терции тоники особенно сильным. Действие гармонических функций наиболее ярко проявляется в каденциях.

Предпосылки теории гармонических функций содержатся в работах Ж. Ф. Рамо, М. Гауптмана, А. Эттингена. Идея "групп" Т, D и S разработана Н. А. Римским-Корсаковым в его "Учебнике гармонии". Функциональную теорию гармонии в развитом её виде выдвинул в конце 19 в. Х. Риман. По Риману, все аккорды лада возникают как трансформации лишь трёх гармоний - тоники, доминанты и субдоминанты. Оригинальную концепцию Ф. л. ("моментов" тяготения) создал советский теоретик Б. Л. Яворский. Важный вклад в развитие теории внёс советский музыковед Ю. Н. Тюлин. Теория гармонии, функций наиболее применима к анализу гармонии в музыке середины 18 - начала 20 вв.

Лит.: Риман Г., Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, пер. с нем., М., 1901; Катуар Г. Д., Теоретический курс гармонии, ч, 1-2, М., 1924-25; Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, 3 изд., ч. 1, М., 1966; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Imig R., Systeme der Funktionsbezeichnung in den Harmonielehren seit Hugo Riemann, Düsseldorf, 1970.

? Ю. Н. Холопов.

Смотрите также: