Большая советская энциклопедия

Чайковский Петр Ильич



Чайковский Петр Ильич [25.4(7.5).1840, селение при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне г. Воткинск Удмуртской АССР, - 25.10(6.11).1893, Петербург], русский композитор. Родился в семье горного инженера. В 1850-59 учился в училище правоведения в Петербурге, в 1859-63 служил в Министерстве юстиции. В 1861 поступил в музыкальные классы Петербургского отделения Русского музыкального общества (с 1862 - Петербургская консерватория). Занимался у Н. И. Зарембы (теоретические предметы) и А. Г. Рубинштейна (сочинение). В 1865 окончил консерваторию с отличием. В 1866-1878 профессор Московской консерватории по классам свободного сочинения, гармонии и инструментовки (среди учеников - С. И. Танеев). В педагогических целях перевёл несколько музыкально-теоретических трудов, написал учебник "Руководство к практическому изучению гармонии" (1872). В 1868 впервые выступил в печати как музыкальный критик. В 1871-76 работал музыкальным рецензентом московских газет "Современная летопись" и "Русские ведомости", борясь за утверждение реалистических принципов в отечественной музыке. Художественные и общественные интересы сблизили Чайковского с Н. Г. Рубинштейном, критиками Н. Д. Кашкиным, Г. А. Ларошем, а также с Л. Н. Толстым, А. Н. Островским, артистами Малого театра, в том числе с П. М. Садовским, и др. Связям Чайковского с прогрессивными идейно-художественными течениями 60-х гг. 19 в. способствовало общение (во время частых поездок в Петербург) с членами "Могучей кучки". Уже в 1866-1877 (московский период) наступает расцвет творчества Чайковского, в эти годы созданы: 3 симфонии ("Зимние грёзы", 1866; 1872, 2-я ред. 1879; 1875: начата также 4-я симфония), несколько программных оркестровых сочинений, в том числе увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" (1869, 2-я ред. 1870, 3-я - 1880), симфоническая фантазии "Буря" (1873) и "Франческа да Римини" (1876), 1-й концерт для фортепиано с оркестром и "Меланхолическая серенада" для скрипки с оркестром (1875), "Вариации на тему рококо" для виолончели с оркестром (1876), 3 струнных квартета (1871, 1874, 1876), оперы "Воевода" (1868), "Ундина" (1869, уничтожена Чайковским в 1873), "Опричник" (1872), "Кузнец Вакула" (1874, 2-я ред. - "Черевички", 1885), балет "Лебединое озеро" (1876), музыка к пьесе А. Н. Островского "Снегурочка" (1873), фортепианные пьесы (в т. ч. цикл "Времена года", 1876), романсы и др. В 1868-72 Ч. также переложил для фортепиано в 4 руки 50 русских народных песен из сборников К. П. Вильбоа и М. А. Балакирева, отредактировал сборник русских песен, собранных В. П. Прокуниным. Осенью 1877 Чайковский уехал за границу, где продолжал работу над 4-й симфонией (1876-77) и оперой "Евгений Онегин" (1877-78, пост. 1879, силами учащихся Московской консерватории; 1881, Большой театр). Благодаря материальной поддержке Н. Ф. фон Мекк (с которой в 1876-90 вёл обширную дружескую переписку, но никогда не виделся) Чайковский смог полностью отдаться композиторскому труду. До 1885 жил то за рубежом (Швейцария, Италия, Франция), то на родине (чаще всего у своей сестры А. И. Давыдовой в имении Каменка на Украине). Произведения этого периода - оперы "Орлеанская дева" (1879), "Мазепа" (1883), кантата "Москва" (1883); "Торжественная увертюра 1812 год" (1880), "Итальянское каприччио" (1880) и 3 сюиты (1879, 1880, 1883) для оркестра, концерт для скрипки с оркестром (1878), фортепианное трио "Памяти великого художника" (1882, на смерть Н. Г. Рубинштейна), 2-й концерт для фортепиано с оркестром (1880), "Большая соната" для фортепиано (1878) и др. демонстрируют разнообразие творческих интересов, мастерское использование широкого круга жанрово-стилистических средств. С 1885 Чайковский обосновался в Подмосковье (с 1892 - в Клину). С середины 80-х гг. возобновил активную музыкально-общественную деятельность. Часто бывая в Москве и Петербурге, участвовал в музыкальной жизни, в особенности в мероприятиях Русского музыкального общества (был избран директором Московского отделения общества, 1885) и Московской консерватории. Премьера оперы "Черевички" в Большом театре (1887) положила начало его дирижёрским выступлениям. В 1887-93 он дирижировал своими преимущественно симфоническими сочинениями, а также операми в России и за рубежом. Его творчество получило высокую оценку; в 1892 он был избран член-корреспондентом Академии изящных искусств (Франция), в 1893 ему была присуждена почётная степень доктора музыки Кембриджского университета. В 1885-93 Чайковский создал ряд выдающихся произведений, чередуя трагедийные полотна (оперы "Чародейка", 1887; "Пиковая дама", 1890; программная симфония "Манфред", 1885; 5-я симфония, 1888; 6-я "Патетическая" симфония, 1893) с партитурами, в которых торжествуют свет и радость (балеты "Спящая красавица", 1889; "Щелкунчик", 1892; опера "Иоланта", 1891; оркестровая сюита "Моцартиана", 1887).

Одна из вершин художественного реализма, музыка Чайковского принадлежит к высшим достижениям отечественной культуры наряду с творчеством А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Вместе с крупнейшими представителями "Могучей кучки" Чайковский входит в плеяду русских музыкальных классиков - продолжателей глинкинских традиций. Тему остроконфликтной борьбы человека за право на счастье Чайковский сделал центральной в своём творчестве, поднявшись до подлинно трагедийных высот. Чуткий лирик-психолог, он глубоко раскрывал внутренний мир человека. Его увлекали шедевры Данте и У. Шекспира, Пушкина и Дж. Байрона, Н. В. Гоголя и А. Н. Островского, события и колорит различных исторических эпох, картины народной жизни, обрисовка разнохарактерных персонажей, образов природы, сказочная романтика, передача детского мировосприятия. При этом в центре внимания Чайковского всегда находились близкие ему самому чувства, выражаемые с покоряющей правдивостью. Чайковский оперировал богатейшим арсеналом художественных средств, накопленных мировой музыкальной классикой. Но главными источниками его мелодически щедрой музыкальной речи, ярко демократичной и одновременно новаторской по силе лирико-драматической экспрессии, явились русская народная песня (преимущественно городского склада) и русский бытовой романс. Чайковский воплощал настроения, характеры, философские раздумья в их диалектически-сложном, нередко противоречивом непрерывном становлении и развитии при широких образных обобщениях и высоком жизнеутверждающем пафосе. Чайковский - один из величайших композиторов-симфонистов, достойный преемник Л. Бетховена. Симфоническое мышление Чайковского ярко проявилось в различных произведениях его обширного многогранного наследия, для которого характерно взаимообогащение вокальных и инструментальных жанров (в частности, оперы и симфонии). Среди 10 опер Чайковского выделяются написанные на пушкинские сюжеты "Евгений Онегин" (лирические сцены, новый тип оперы), где композитор воплотил свой идеал "интимной, но сильной драмы", и "Пиковая дама" - непревзойдённая по психологической глубине вокально-симфоническая трагедия. Значительность содержания и одновременно доходчивость выражения отличают оркестровые (программные и непрограммные) произведения Чайковского; его поздние симфонии (4-6-я) - подлинные "инструментальные драмы". 3 балета Чайковского, в которые он внёс принципы симфонической драматургии, ознаменовали новый этап в истории этого жанра. Популярны концертно-инструментальные (особенно 1-й концерт для фортепиано с оркестром), а также камерные сочинения Чайковского, среди которых выделяются многочисленные (104) романсы. Великое гуманистическое искусство Чайковского, оказавшее плодотворное воздействие на многих композиторов конца 19-20 вв., является неиссякаемым источником высоких реалистических традиций для передового музыкального творчества. Музыка Чайковского пользуется всемирной славой. Именем Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, Пермский театр оперы и балета, концертный зал в Москве. С 1958 в Москве проводится Международный конкурс им. Чайковского. Мемориальные музеи Чайковского имеются в Клину, Воткинске, Каменке (Музей Пушкина и Чайковского).

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-62, М., 1940- 1974, т. II, III, V¾XVa, - Литературные произведения и переписка, М., 1953-76.

Лит.: Чайковский М., Жизнь П. И. Чайковского, т. 1-3, М.-Лейпциг, 1900-1902; Дни и годы П. И. Чайковского. Летопись жизни и творчества, М.-Л., 1940; Чайковский и театр. Статьи и материалы, М.-Л., 1940; Чайковский на московской сцене. Первые постановки в годы его жизни, М.¾Л., 1940; П. И. Чайковский на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, Сб. статей, Л., 1941; Ярустовский Б., Оперная драматургия Чайковского, М.-Л., 1947; Кашкин Н. Д., Избр. статьи о П. И. Чайковском, М.-Л., 1954; Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 2, М., 1954; Кремлев Ю., Симфонии П. И. Чайковского, М., 1955; Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Житомирский Д., Балеты Чайковского, М., 1957; Протопопов Вл., Туманина Н., Оперное творчество Чайковского, М., 1957; Музыкальное наследие Чайковского, М., 1958; Домбаев Г. С., Творчество П. И. Чайковского в материалах и документах, М., 1958; Николаева Н., Симфонии П. И. Чайковского, М., 1958; Туманина Н. В., Чайковский и музыкальный театр, М., 1961; её же, Чайковский. Путь к мастерству, М., 1962; её же, Чайковский. Великий мастер, М., 1968; Яковлев В. В., Избр. труды о музыке, т. 1, М., 1964; Альшванг А., П. И. Чайковский, 3 изд., М., 1970; Цуккерман В., Выразительные средства лирики Чайковского, М., 1971; Воспоминания о П. И. Чайковском, 2 изд., М., 1973; Ларош Г. А., Избр. статьи, в. 2 - П. И. Чайковский, М., 1975.
В. Н. Брянцева.

Смотрите также: