Большая советская энциклопедия

Штраус Рихард



Штраус (Strauß) Рихард (11.6.1864, Мюнхен, - 8.9.1949, Гармиш-Партен-кирхен), немецкий композитор и дирижёр. Родился в семье валторниста. В детстве обучался игре на фортепьяно и скрипке. Музыкально-теоретические предметы и инструментовку изучал у Ф. В. Мейера. Получил мировое признание как дирижёр, в первую очередь собственные произведения, регулярно гастролировал в различных странах (в 1896 впервые в России). В 1898-1918 главный дирижёр Берлинской оперы, в 1919-24 - Венской оперы. После фашистского переворота Ш. был назначен президентом т. н. Имперской музыкальной палаты, однако в 1935 был снят с этого поста. Наиболее значительное произв. Ш. - программные симфонии, симфонические поэмы и оперы. Симфонические поэмы продолжают традиции программного симфонизма Г. Берлиоза и Ф. Листа, а также оркестрового письма Р. Вагнера. Их сюжеты и темы нередко заимствованы из классической литературы ("Макбет", 1886; "Дон Жуан", 1888; "Весёлые проказы Тиля Уленшпигеля", 1895; "Дон Кихот", 1897), старинных легенд. В ряде произведений сказалось влияние философии Ф. Ницше (поэмы "Смерть и просветление", 1889; "Так говорил Заратустра", 1896).

Первые сценические опыты Ш. (оперы "Гунтрам", 1894; "Без огня", 1901; здесь и далее - даты пост.) написаны под воздействием Вагнера. Впоследствии композитор выработал свой стиль, испытав влияние экспрессионизма и неоклассицизма. В операх Ш. использовал традиции мифологической оперы-сериа ("Саломея", 1905; "Электра", 1908; "Ариадна на Наксосе", 1912), принципы старинной комической оперы ("Кавалер роз", 1911), сюжеты из древней истории и мифологии ("Елена Египетская", 1928; "Любовь Данаи", 1952) и др. Лучшим страницам партитур Ш. присущи глубокий психологизм, обострённая выразительность, драматургическая напряжённость, тонкая передача разнообразных душевных состояний - от глубокого трагизма и философская сосредоточенности до жизнерадостного юмора. Произв. Ш. отмечены изяществом, мелодической красотой, смелостью и богатством гармонии, сочной, красочной оркестровкой. Вместе с тем в них встречаются элементы натурализма ("Домашняя симфония", 1903), преувеличенной экспрессивности, иллюстративности. В поздний период творчества Ш. отказался от большого оркестрового аппарата, стремясь к прозрачной инструментовке, тонкости и простоте музыкального языка, лаконичности выразительных средств (опера "Каприччо", 1941; "Метаморфозы" для ансамбля струнных инструментов, 1946; Три песни для голоса с оркестром, 1948).

Творчество Ш. оказало значит. влияние на европейское музыкальное искусство 20 в., способствовало развитию программной музыки и оперы, обогащению выразительных возможностей оркестра. Лучшие произв. Ш. отмечены гуманистической направленностью, жизнелюбием, утверждением идеалов красоты. Почётный доктор Гейдельбергского и Мюнхенского университетов (1902), член Академии искусств в Берлине (1909).

Лит.: Соллертинский И., Симфонические поэмы Рихарда Штрауса, [Л.], 1934; Роллан Р., Рихард Штраус, пер. с франц., Собр. соч., т. 16, Л., 1935; Краузе Э., Рихард Штраус. Образ и творчество, [пер. с нем.], М., 1961; Орджоникидзе Г., Р. Штраус, в кн.: Музыка XX века, часть 1, 1890-1917, кн. 2, М., 1977; Trenner F., Richard Strauss. Dokumente seines Lebens und Schaffens, Münch., 1954.
М. М. Яковлев.

Смотрите также: